Задняя навеска трактора ЮМЗ служит для присоединения к трактору сельскохозяйственных машин и орудий и обеспечения правильного их рабочего и транспортного положения. Механизм навески представляет собой регулируемый гидрофицированный шарнирный четырехзвенник с тремя присоединительными точками.
Несущий кронштейн механизма навески закреплен в верхней части корпуса трансмиссии четырьмя шпильками и двумя опорными штифтами. В двух проушинах кронштейна на втулках установлен поворотный вал, на шлицевые концы которого надеты рычаги. Рычаги раскосами соединены с продольными тягами. Передними концами продольные тяги закреплены шарнирно на оси, вставленной в отверстия приливов корпуса трансмиссии, а задние шарниры служат для присоединения агрегатируемых орудий.
Центральная тяга механизма навески ЮМЗ служит третьей точкой присоединения навесных сельскохозяйственных машин к трактору. Передний шарнир центральной тяги установлен на пальце в кронштейне, а к заднему присоединена сельскохозяйственная машина. Длину центральной тяги можно изменять вращением стяжной трубы с помощью рукоятки в пределах 520—800 мм.
Задняя навеска трактора ЮМЗ
1 — поворотный вал; 2 — рычаг
управления механизмом фиксации; 3 и 5 — рычаги; 4 — центральная тяга; 6 —
несущий кронштейн; 7 — рукоятка регулируемого раскоса; 8 — правый регулируемый
раскос; 9 — основной гидроцилиидр; 10 — продольные тяги; 11 — кронштейн; 12 и
15 — ограничительные стяжки; 13 — шкворень; 14 — вилка; 16 — поперечина; 17 —
кронштейн стяжек; 18 — регулировочный болт; 19 — ось; 20 — левый раскос; 21 —
запорное устройство.
На валу между правой проушиной несущего кронштейна и рычагом установлен (на шлицах) рычаг, соединенный с вилкой штока гидроцилиндра посредством пальца. Гидроцилиндр опирается на кронштейн, который прикреплен к боковой стенке корпуса трансмиссии. При выдвижении из гидроцилиндра, шток через рычаг поворачивает вал, при этом рычаги через раскосы поднимают продольные тяги и навешенное на них орудие. При обратном ходе штока орудие опускается.
Для ограничения поперечных перемещений продольных тяг при транспортных переездах и в работе служат ограничительные стяжки. Регулируемые по длине стяжки прикреплены одним концом к продольным тягам, а другим — к кронштейну, свободно вращающемуся на оси продольных тяг. Болт, ввернутый в кронштейн, предназначен для автоматического натяжения ограничительных стяжек в верхнем (транспортном) положении продольных тяг при свободном их состоянии в нижнем (рабочем) положении. Если болт вывернуть из кронштейна на максимальную длину, то он, упираясь в корпус заднего моста, обеспечит натяжение ограничительных стяжек при подъеме орудия и уменьшит тем самым его раскачивание при транспортных переездах. Если болт ввернуть, то его головка не достигнет корпуса заднего моста, и натяжение ограничительных стяжек будет одинаковым в любом положении механизма задней навески.
Левый раскос состоит из нижнего винта с вилкой, стяжки с контргайкой и верхнего винта с шарниром. Длину раскоса можно изменять, при необходимости, вращением стяжки. Длина правого раскоса изменяется с помощью редуктора, встроенного в раскос.
Редуктор обеспечивает быстрое и удобное регулирование длины раскоса. Ведущая шестерня редуктора закреплена на валу заклепкой и приводится во вращение рукояткой. Ведомая шестерня имеет полый хвостовик с внутренней резьбой, в который ввернут винт, с вилкой раскоса. Редуктор размещен в корпусе и закрыт крышкой. Крышка серьгой соединена с рычагом, а винт через вилку — с продольной тягой. Осевое усилие от винта на корпус передается через упорный подшипник.
Механизм раскоса смазывается через две пресс-масленки, расположенные на корпусе и крышке редуктора. От загрязнения резьбы винт защищен колпаком. Раскосы могут быть соединены с продольными тягами через отверстия в вилках раскосов или через пазы в них. Через пазы в вилках раскосы соединены с продольными тягами при агрегатировании трактора с широкозахватными навесными машинами и орудиями. В этом случае при работе машина имеет возможность копировать рельеф почвы по всей ширине захвата. Во всех остальных случаях нижние вилки раскосов должны быть соединены с продольными тягами через отверстия в них.
Для соединения с раскосом в каждой продольной тяге имеются четыре отверстия; отверстие для соединения продольной тяги с раскосом через прорезь в вилке раскоса; отверстие для соединения продольной тяги с раскосом через отверстие в вилке раскоса; отверстие для соединения продольной тяги с раскосом при агрегатировании трактора с тяжелыми навесными машинами; отверстие для соединения продольной тяги с раскосом, когда тяга установлена на кронштейн, закрепляемый в трех отверстиях при агрегатировании трактора с прицепными сельскохозяйственными машинами.
Правильное положение сельскохозяйственной машины в рабочем или транспортном положении обеспечивается регулированием раскосов и центральной тяги. При работе с навесными машинами и орудиями левый раскос обычно не регулируют, и размер между его нижним и верхним присоединительными пальцами должен быть равен 515 мм. Длина правого раскоса изменяется рукояткой. Вращение рукоятки по часовой стрелке увеличивает длину раскоса, в противоположную сторону — уменьшает.
Механизм фиксации предназначен для удержания механизма навески с навешенной сельскохозяйственной машиной или орудием в крайнем верхнем положении при транспортных переездах. Механизм состоит из кронштейна, прикрепленного к боковой стенке корпуса трансмиссии четырьмя болтами; опоры, соединенной пальцем с рычагом механизма навески; тяги, проходящей через отверстие в кронштейне и соединенной одним концом шарнирно с рычагом, другим концом с навинченным на нее пальцем свободно перемещается в совмещенных отверстиях кронштейна и опоры; кронштейна, закрепленного на крышке корпуса трансмиссии и шарнирно соединенного с рычагом, на котором в верхней части установлена петля; скобы, размещенной на крыле трактора. Рычаг управления механизмом фиксации может быть расположен как с правой, так и с левой стороны механизма навески ЮМЗ.
Механизм фиксации
1 – петля; 2,4 и 7 – кронштейны; 3 –
рычаг управления; 5 – тяга; 6 и 10 – пальцы; 8 – опора; 9 – рычаг механизма
навески.
Механизм навески ЮМЗ в поднятом положении при полностью
выдвинутом штоке цилиндра фиксируется из кабины водителя переводом рычага
вправо и стопорением его в этом положении установкой петли за скобу. При этом
палец входит в совмещенные отверстия кронштейна и опоры, фиксируя механизм
навески с сельскохозяйственным орудием в поднятом положении.
Для опускания механизма навески необходимо вначале перевести
правый рычаг управления гидрораспределителем (управляющий цилиндром механизма
навески) в положение «Подъем» (при этом шток цилиндра выдвинется полностью
вверх). Освободив петлю из зацепления со скобой, следует перевести рычаг в
крайнее левое положение (в этом положении рычаг удерживается пружиной); при
этом палец выйдет из отверстия опоры, обеспечив тем самым свободное перемещение
механизма навески. Работать с навесными орудиями необходимо только при
расфиксированном положений механизма навески, в противном случае, произойдет
поломка деталей механизма навески.