На тракторах марки МТЗ-80 и МТЗ-82 стоит
обычное компрессорное устройство. Оно одноступенчатое, поршневого типа, имеет
один цилиндр. Компрессор расположен на крышке распределения дизеля слева. В
движение он приводится от шестерёнки топливного насоса. Это осуществимо
благодаря промежуточной шестерёнке и шестерёнке, размещённой на коленчатом валу
компрессорного устройства. Верхняя часть компрессора содержит нагнетательный
клапан и клапан для забора воздуха. Эти клапана пластинчатого типа, прижимаются
к сёдлам при помощи пружин.
С точки зрения техники, компрессорное устройство можно
считать мотором внутреннего сгорания, только наоборот. Он уже получает крутящий
момент от коленчатого вала, и преобразует его в воздушный поток с приличным
давлением.
Компрессор является составной частью пневматической системы
трактора. Он нагнетает воздушный поток, сила которого может использоваться в
его работе, обеспечивая ряд функций. Обычно это управление тормозной системой
прицепа и других механизмов, которыми можно оснастить трактор. Часто сжатый
воздух используют для подкачки шин.
Компрессор имеет воздушное охлаждение и смешанную систему
смазки. Масло подаётся из масляной магистрали дизеля. Этот путь пролегает мимо
крышки компрессора, и через специальное отверстие уплотняющего приспособления
подаётся к каналу коленвала. По этому пути масло подаётся к шатунному
подшипнику. Параллельно оно по трубочке течёт к подшипнику промежуточной
шестерёнки. Другие части смазываются путём разбрызгивания. Из компрессорного
устройства моторное масло попадает в поддон дизеля.
Компрессор МТЗ устройство
NO
|
КОД
ПО КАТАЛОГУ
|
НАЗВАНИЕ
|
ВЕС,
КГ
|
|
А29.01.180
|
Комплект поршневых колец
|
0.036
|
|
А29.01.200-А
|
Шестерня
|
0.4
|
|
А29.01.250-А
|
Валик управления
|
0.244
|
|
А29.05.000-А
|
Компрессор
|
|
|
А29.05.170
|
Шатун
|
0.18
|
44
|
240-3509150
|
Маслопровод
|
0.094
|
46
|
240-3509232
|
Штуцер
|
|
55
|
240-3509159
|
Скоба
|
0.01
|
56
|
240-3509158
|
Хомут
|
0.022
|
1
|
А29.01.001
|
Картер
|
|
2
|
А29.01.006
|
Прокладка
|
0.004
|
3
|
А29.05.006
|
Цилиндр
|
|
4
|
А29.05.002
|
Прокладка нижняя
|
|
5
|
А29.05.003
|
Прокладка верхняя
|
|
7
|
А29.05.042
|
Клапан нагнетательный
|
|
8
|
А29.05.043
|
Ограничитель
|
|
9
|
А29.05.004
|
Прокладка головки
|
|
12
|
А29.05.005
|
Головка цилиндра
|
|
13
|
А29.01.021
|
Пробка
|
|
14
|
А29.01.059
|
Штуцер
|
|
17
|
А29.01.023
|
Шпилька
|
|
18
|
А29.05.041
|
Плита
|
|
19
|
А29.05.001
|
Клапан всасывающий
|
|
21
|
36-1104788
|
Прокладка
|
0.002
|
22
|
18-29-210-1,3(13)
|
Рукав-деталь
|
|
24
|
265-3509030
|
Штуцер
|
|
25
|
А27.02.03.007
|
Кольцо компрессионное
|
|
26
|
А27.02.03.008
|
Кольцо компрессионное
|
|
27
|
А27.12.40.509
|
Сегмент
|
|
28
|
А27.12.40.510
|
Расширитель
|
|
29
|
А27.12.40.511
|
Расширитель
|
|
30
|
А29.05.101
|
Поршень
|
0.285
|
31
|
А29.05.103
|
Палец
|
|
32
|
А29.05.102
|
Кольцо стопорное
|
|
33
|
А29.05.171
|
Шатун
|
|
34
|
207
|
Шарикоподшипник 207
|
|
35
|
А29.01.004
|
Вал коленчатый
|
1.509
|
36
|
А29.01.013
|
Пружина
|
0.003
|
37
|
А29.01.019
|
Уплотнитель
|
0.034
|
38
|
А29.01.009
|
Прокладка
|
0.01
|
39
|
А29.01.003
|
Крышка
|
0.767
|
43
|
240-3509233
|
Болт штуцера
|
|
45
|
014-018-25-2-2
|
Кольцо
|
0.003
|
48
|
А29.01.301
|
Ось
|
0.195
|
49
|
А29.01.202-А
|
Втулка
|
|
50
|
А29.01.201-А
|
Шестерня
|
|
51
|
А29.05.172
|
Крышка шатуна
|
|
53
|
А29.05.173
|
Шайба
|
|
61
|
240-3509037
|
Прокладка
|
0.01
|
62
|
А29.01.253
|
Палец
|
|
63
|
А29.01.251-А
|
Валик
|
|
64
|
А29.01.252-А
|
Рычаг
|
|
65
|
020-025-30-2-2
|
Кольцо
|
0.001
|
67
|
50-4604027-Б
|
Пружина 310
|
|
69
|
А29.01.017
|
Прокладка
|
|
Принцип действия устройства:
При эксплуатации мотора приходит во вращательное движение
коленвал компрессора. При перемещении поршня к верхней мёртвой точке газ
подвергается сжатию и выталкивается через нагнетающий клапан в нагнетающий
канал. По трубопроводу воздух достигает баллона. Давление в баллоне растёт,
максимальное его значение — 7,4 кгс/см2. Происходит срабатывание регулятора
давления, воздух перестаёт нагнетаться в баллон.
При падении давления до 6,6
кгс/см2 — опять срабатывает регулятор давления, нагнетаемый поток воздуха снова
заполняет пневматическую систему. А из баллона воздух подаётся на требуемые
силовые агрегаты трактора. Баллон является своеобразным накопителем сжатого
воздуха.