Топливо в цилиндры дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 подается в точно отмеренных количествах (в зависимости от нагрузки дизеля), в строго определенные моменты времени и под большим давлением, обеспечивающим мелкое его распыливание в среде сжатого и нагревшегося воздуха. Заливают топливо в горловину топливного бака, внутри которой находится сетчатый фильтр.
Из бака топливо самотеком перетекает по топливопроводу к фильтру грубой очистки, где очищается от крупных механических примесей. Отсюда предварительно очищенное топливо поступает в подкачивающий насос, который укреплен на топливном насосе и приводится в движение его кулачковым валиком.
На корпусе подкачивающего насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 установлен ручной насос, при помощи которого перед пуском систему заполняют топливом и удаляют из нее воздух.
Подкачивающий насос нагнетает топливо в фильтр тонкой очистки, где топливо освобождается от мелких примесей. Затем топливо поступает в топливный насос, который под большим давлением нагнетает его в форсунки. В определенные моменты времени форсунка впрыскивает топливо в камеру сгорания.
Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и корпусом распылителя, отводится от форсунки в топливный бак по сливному трубопроводу, соединяющему все четыре форсунки. Продукты сгорания удаляются из цилиндра по выпускному коллектору, пропускаются через глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Впускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 представляет собой воздухопровод, состоящий из трех частей: воздухоподводящей трубы, переходного патрубка и собственно коллектора, соединенных болтами.
В переходном патрубке смонтирован механизм аварийного останова дизеля. Управление заслонкой этого механизма дистанционное, при помощи наружного рычага, троса и возвратной пружины.
На впускном коллекторе установлен электрофакельный подогреватель, который подогревает воздух, поступающий в цилиндры, и тем самым существенно облегчает запуск дизеля в холодное время года.
Выпускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 выполнен в виде чугунной отливки с тремя фланцевыми патрубками, соединенными с выпускными каналами головки блока цилиндров.
В местах соединения между фланцами и привалочной плоскостью головки установлены прокладки из железоасбестового полотна. Коллектор при помощи шпилек и гаек прикреплен к фрезерованной плоскости с правой стороны головки блока цилиндров.
На другом конце выпускного коллектора предусмотрен фланец для установки переходника. На обработанную цилиндрическую поверхность переходника устанавливается и укрепляется хомутом глушитель.
Топливные трубопроводы. Установка топливной аппаратуры трактор МТЗ 80
№ | Количество | Номер по каталогу | Наименование |
| | 4УТНМ-1111005-01 | Топливный насос |
| 1 | 240-1104115 | Угольник с гайкой (30, 31) |
| 4 | 240-1104300 | Трубка топливная |
1 | 1 | 240-1104300-01 | Трубка первая |
2 | 1 | 240-1104300-02 | Трубка вторая |
3 | 1 | 240-1104300-03 | Трубка третья |
4 | 1 | 240-1104300-04 | Трубка четвертая |
5 | 1 | 240-1111115-А-01 | Кронштейн |
6 | 2 | 240-1111106 | Колодка |
7 | 5 | | Шайба 6 ГОСТ 6402-70 |
8 | 5 | | Гайка М6.6.019 ГОСТ 5915-70 |
9 | 1 | 240-1117010-А-01 | Фильтр топливный |
10 | 4 | 36-1104787 | Болт |
11 | 1 | 240-1104320-А2-04 | Трубопровод |
12 | 1 | 240-1111114 | Колодка |
13 | 1 | 240-1111112 | Штуцер |
14 | 4 | 36-1104788 | Прокладка |
15 | 4 | 36-1104788-01 | Прокладка |
16 | 4 | 11-1112010-02 | Форсунка |
17 | 10 | | Болт М10-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70 |
18 | 1 | 240-1111125-А-01 | Кронштейн |
19 | 4 | 11-1112208 | Прокладка |
20 | 4 | 240-1111036-А-01 | Кольцо защитное |
21 | 1 | 50-1111104 | Хомутик |
22 | 2 | 50-1111102-01 | Прокладка |
23 | 2 | | Болт М10-6gx25.88.35.019 ГОСТ 7796-70 |
24 | 9 | | Шайба 10 ГОСТ 6402-70 |
25 | 1 | А23.30.000-01 | Фильтр-отстойник |
26 | 3 | | Болт М10-6gx30.88.35.019 ГОСТ 7796-70 |
27 | 1 | | Шайба 10 ГОСТ 11371-78 |
28 | 1 | 50-1111101-Б | Хомутик |
29 | 1 | 240-1104160 | Трубка |
30 | 8 | 240-1104119 | Гайка |
31 | 8 | 240-1104118 | Угольник |
32 | 11 | Д18-055-А | Кольцо |
33 | 13 | Д-18-055-А-01 | Кольцо |
34 | 3 | 240-1111103-А-01 | Болт |
35 | 1 | 4УТНМ-1111005-01 | Насос топливный |
36 | 2 | | Болт М10-6gx120.88.35.019 ГОСТ 7795-70 |
37 | 3 | 240-1104160-02 | Трубка |
38 | 1 | 240-1111105 | Колодка |
Топливный насос двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 устанавливайте в следующей последовательности:
1. Снимите крышку люка с крышки распределения.
2. Поверните вал топливного насоса до совпадения широкого шлица на втулке вала с широкой впадиной в шлицевом фланце.
3. С особой осторожностью, следя за тем, чтобы не повредилась прокладка, введите установочный фланец передней цилиндрической частью в отверстие щита распределения. Если шлицы не совпадают, поверните ключом за головку гайки вал насоса до совпадения шлицев.
4. Прикрепите топливный насос к крышке распределения четырьмя болтами, равномерно затягивая их. Установите крышку люка на крышку распределения и отрегулируйте болт крышки.
5. Установите на место все топливные трубки и соедините тягу управления с рычагом регулятора.
6. Если топливный насос подвергался разборке и регулировке, а также при установке нового насоса проверьте угол начала подачи топлива, руководствуясь указаниями раздела