Топливо в цилиндры дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 подается в точно отмеренных количествах (в зависимости от нагрузки дизеля), в строго определенные моменты времени и под большим давлением, обеспечивающим мелкое его распыливание в среде сжатого и нагревшегося воздуха. Заливают топливо в горловину топливного бака, внутри которой находится сетчатый фильтр.
Из бака топливо самотеком перетекает по топливопроводу к фильтру грубой очистки, где очищается от крупных механических примесей. Отсюда предварительно очищенное топливо поступает в подкачивающий насос, который укреплен на топливном насосе и приводится в движение его кулачковым валиком.
На корпусе подкачивающего насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 установлен ручной насос, при помощи которого перед пуском систему заполняют топливом и удаляют из нее воздух.
Подкачивающий насос нагнетает топливо в фильтр тонкой очистки, где топливо освобождается от мелких примесей. Затем топливо поступает в топливный насос, который под большим давлением нагнетает его в форсунки. В определенные моменты времени форсунка впрыскивает топливо в камеру сгорания.
Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и корпусом распылителя, отводится от форсунки в топливный бак по сливному трубопроводу, соединяющему все четыре форсунки. Продукты сгорания удаляются из цилиндра по выпускному коллектору, пропускаются через глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Впускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 представляет собой воздухопровод, состоящий из трех частей: воздухоподводящей трубы, переходного патрубка и собственно коллектора, соединенных болтами.
В переходном патрубке смонтирован механизм аварийного останова дизеля. Управление заслонкой этого механизма дистанционное, при помощи наружного рычага, троса и возвратной пружины.
На впускном коллекторе установлен электрофакельный подогреватель, который подогревает воздух, поступающий в цилиндры, и тем самым существенно облегчает запуск дизеля в холодное время года.
Выпускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 выполнен в виде чугунной отливки с тремя фланцевыми патрубками, соединенными с выпускными каналами головки блока цилиндров.
В местах соединения между фланцами и привалочной плоскостью головки установлены прокладки из железоасбестового полотна. Коллектор при помощи шпилек и гаек прикреплен к фрезерованной плоскости с правой стороны головки блока цилиндров.
На другом конце выпускного коллектора предусмотрен фланец для установки переходника. На обработанную цилиндрическую поверхность переходника устанавливается и укрепляется хомутом глушитель.
Топливные трубопроводы. Установка топливной аппаратуры трактор МТЗ 80
№
|
Количество
|
Номер
по каталогу
|
Наименование
|
|
|
4УТНМ-1111005-01
|
Топливный насос
|
|
1
|
240-1104115
|
Угольник с гайкой (30, 31)
|
|
4
|
240-1104300
|
Трубка топливная
|
1
|
1
|
240-1104300-01
|
Трубка первая
|
2
|
1
|
240-1104300-02
|
Трубка вторая
|
3
|
1
|
240-1104300-03
|
Трубка третья
|
4
|
1
|
240-1104300-04
|
Трубка четвертая
|
5
|
1
|
240-1111115-А-01
|
Кронштейн
|
6
|
2
|
240-1111106
|
Колодка
|
7
|
5
|
|
Шайба 6 ГОСТ 6402-70
|
8
|
5
|
|
Гайка М6.6.019 ГОСТ 5915-70
|
9
|
1
|
240-1117010-А-01
|
Фильтр топливный
|
10
|
4
|
36-1104787
|
Болт
|
11
|
1
|
240-1104320-А2-04
|
Трубопровод
|
12
|
1
|
240-1111114
|
Колодка
|
13
|
1
|
240-1111112
|
Штуцер
|
14
|
4
|
36-1104788
|
Прокладка
|
15
|
4
|
36-1104788-01
|
Прокладка
|
16
|
4
|
11-1112010-02
|
Форсунка
|
17
|
10
|
|
Болт М10-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
|
18
|
1
|
240-1111125-А-01
|
Кронштейн
|
19
|
4
|
11-1112208
|
Прокладка
|
20
|
4
|
240-1111036-А-01
|
Кольцо защитное
|
21
|
1
|
50-1111104
|
Хомутик
|
22
|
2
|
50-1111102-01
|
Прокладка
|
23
|
2
|
|
Болт М10-6gx25.88.35.019 ГОСТ 7796-70
|
24
|
9
|
|
Шайба 10 ГОСТ 6402-70
|
25
|
1
|
А23.30.000-01
|
Фильтр-отстойник
|
26
|
3
|
|
Болт М10-6gx30.88.35.019 ГОСТ 7796-70
|
27
|
1
|
|
Шайба 10 ГОСТ 11371-78
|
28
|
1
|
50-1111101-Б
|
Хомутик
|
29
|
1
|
240-1104160
|
Трубка
|
30
|
8
|
240-1104119
|
Гайка
|
31
|
8
|
240-1104118
|
Угольник
|
32
|
11
|
Д18-055-А
|
Кольцо
|
33
|
13
|
Д-18-055-А-01
|
Кольцо
|
34
|
3
|
240-1111103-А-01
|
Болт
|
35
|
1
|
4УТНМ-1111005-01
|
Насос топливный
|
36
|
2
|
|
Болт М10-6gx120.88.35.019 ГОСТ 7795-70
|
37
|
3
|
240-1104160-02
|
Трубка
|
38
|
1
|
240-1111105
|
Колодка
|
Топливный насос двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 устанавливайте в следующей последовательности:
1. Снимите крышку люка с крышки распределения.
2. Поверните вал топливного насоса до совпадения широкого шлица на втулке вала с широкой впадиной в шлицевом фланце.
3. С особой осторожностью, следя за тем, чтобы не повредилась прокладка, введите установочный фланец передней цилиндрической частью в отверстие щита распределения. Если шлицы не совпадают, поверните ключом за головку гайки вал насоса до совпадения шлицев.
4. Прикрепите топливный насос к крышке распределения четырьмя болтами, равномерно затягивая их. Установите крышку люка на крышку распределения и отрегулируйте болт крышки.
5. Установите на место все топливные трубки и соедините тягу управления с рычагом регулятора.
6. Если топливный насос подвергался разборке и регулировке, а также при установке нового насоса проверьте угол начала подачи топлива, руководствуясь указаниями раздела