Система охлаждения трактора ЮМЗ предназначена для
отвода теплоты от нагретых частей дизеля и передачи ее окружающей среде.
Систему охлаждения используют также для отопления кабины.
На дизеле применена система охлаждения закрытого типа с
принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от насоса.
Система охлаждения ЮМЗ-6 состоит из рубашек охлаждения
блока и головки блока цилиндров, радиатора, насоса с вентилятором, шторки
радиатора и термостата .
Температура охлаждающей жидкости измеряется электрическим
термометром, указатель которого установлен на щитке приборов, а датчик в
корпусе термостата.
Насос у рассматриваемых дизелей конструктивно объединен
с вентилятором и устроен подобно.
К корпусе насоса на двух шарикоподшипниках вращается
стальной валик. На переднем конце валика на сегментной шпонке установлен шкив
7. С помощью клиноременной передачи шкив насоса получает вращение от шкива
коленчатого вала.
Подшипники валика насоса смазываются через масленку. Для
каркасных резиновых сальника запрессованных в корпус насоса, предохраняют
просачивание смазки наружу. Для предотвращения перемещения валика насоса вперед
передний подшипник валика зафиксирован кольцом. На задний конец валика посажена
крыльчатка, имеющая цилиндрический диск с равномерно расположенными на нем
шестью криволинейными перьями.
Узел уплотнения жидкостной полости состоит из упорной втулки,
запрессованной в корпус насоса, текстолитовой графитированной уплотнительной
шайбы, входящей двумя выступами в прорези цилиндрической части и резиновой
уплотнительной манжеты, штампованной обоймы сальника и штампованного кольца
манжеты сальника. Весь узел уплотнения жидкостной полости насоса (кроме втулки)
смонтирован в цилиндрическом колодце крыльчатки и застопорен от выпадания из
нее пружинным кольцом. Просочившаяся при работе насоса через уплотнение
жидкость сливается наружу через сливное отверстие в корпусе насоса.
Шкив получает вращение от коленчатого вала посредством
клинового ремня. При вращении крыльчатки жидкость, находящаяся между ее
лопастями, выбрасывается центробежной силой в полость нагнетания. При выходе
жидкости из промежутков между лопастями в центре крыльчатки создается
разрежение, под действием которого сюда поступает жидкость из полости
всасывания В, соединенной с нижним бачком радиатора.
Устройство насоса с вентилятором дизеля Д-245 отличается от
рассмотренных. В корпусе вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик
и закрепленная болтом. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках
полузакрытого типа.
В корпусе крыльчатки запрессована втулка, к торцевой
поверхности которой пружина прижимает уплотняющую свинцово-графитовую шайбу.
Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное
уплотнение, защищающее полость подшипников от попадания воды (охлаждающей
жидкости). Отдельные капли воды, просочившиеся через уплотнение насоса,
сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к торцу
шкива насоса. Валик насоса и вентилятор приводятся во вращение при помощи двух
клиновидных ремней. В подшипники и полость насоса закладывается одноразовая
смазка "Лцтол-24", и в течение всего периода эксплуатации смазка
подшипников не требуется.
Термостат служит для регулирования температуры
охлаждающей жидкости путем подключения или отключения радиатора. Применяют
термостаты с жидкостным (ЮМЗ) или твердым (МТЗ) наполнителями.
Жидкостный двухклапанный термостат состоит из гофрированного
цилиндра, корпуса, главного и вспомогательного клапанов, штока. Цилиндр
изготовлен из латуни и заполнен водным раствором спирта.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 65-75°С
гофрированный цилиндр сжат, главный клапан перекрывает доступ жидкости в
радиатор, а через окна вспомогательного клапана и корпуса она перепускается к
насосу. Нагревающаяся в рубашке охлаждения жидкость не поступает в
радиатор, а циркулирует по так называемому малому кругу и интенсивно
нагревается. При температуре охлаждающей жидкости в пределах 70°С наполнитель
гофрированного цилиндра начинает интенсивно испаряться, значительно увеличивая
свой объем. Цилиндр растягивается, главный клапан открывается, при этом
одновременно закрывается вспомогательный клапан. Часть жидкости начинает
циркулировать через радиатор, остальная перепускается к насосу. При температуре
жидкости 80-90°С главный клапан полностью открыт, а вспомогательный закрыт.
Жидкость циркулирует по большому кругу и охлаждается в радиаторе. В таком
состоянии система охлаждения максимально обеспечивает отвод теплоты от дизеля.
При снижении температуры охлаждающей жидкости пары спирта в
цилиндре конденсируются, давление уменьшается, и главный клапан прикрывает
доступ жидкости к радиатору. При этом открывается вспомогательный клапан,
увеличивая поток жидкости к насосу.
У термостата с твердым наполнителем на цилиндре находятся
основной и два перепускных клапана, а внутри - эластичная вставка. Нижний конец
вставки завальцован в цилиндре, пространство вокруг нее заполнено активной
смесью.
Термосиловой элемент надет на стержень, который закреплен
гайкой в скобе, припаянной к корпусу термостата. Пружина, надавливая на опорную
шайбу, надетую на термосиловой элемент, удерживает его в. нижнем положении. При
этом основной клапан закрывает горловину корпуса и, таким образом, перекрывает
проход жидкости к радиатору. Через боковые окна корпуса жидкость направляется к
насосу.
В процессе прогревания активная смесь расширяется,
сдавливает вставку и, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 78..
.82°С, она станет сползать вверх по конусному концу стержня, увлекая за
собой термосиловой элемент вместе с клаке папами. При температуре в пределах
95°С основной клапан полностью открыт, а боковые закрыты.