1 - поперечный брус; 2 - продольный брус; 3 - корпус сцепления; 4 - корпус
коробки передач; 5 - корпус заднего моста;
Остов полурамный, служит основанием, на котором объединены все несущие
сборочные единицы в одно целое. Остов состоит из полурамы, корпусов сцепления 3, коробки передач 4, заднего моста 5, соединенных между собой
установочными штифтами и болтами.
Спереди остов подрессорен витыми цилиндрическими пружинами,
размещенными в шкворнях переднего ведущего или неведущего моста.
Полурама трактора МТЗ-80 состоит из литого стального бруса и двух (левой и
правой) штампованных продольных балок (лонжеронов) из листового проката. К
задней части балок приварены кронштейны для соединения полурамы с корпусом
сцепления.
Передний брус, прикрепленный к продольным балкам болтами,
предназначен также для установки ряда сборочных единиц и деталей: передней
опоры двигателя, водяного и масляного радиаторов, жалюзи дизеля и
гидроусилителя рулевого управления передних колес.
Передний неведущий мост МТЗ-80 служит опорой передней части трактора и
обеспечивает (совместно с механизмом рулевого управления) направленное движение
передних колес, а следовательно, и всего трактора.
Передний мост МТЗ-80
1 - болт; 2 - клеммовые болты; 3 - стопорный штифт; 4 - выдвижная труба:
5,19,22 и 24 - гайки; 6 и 13 - втулки поворотной цапфы; 7 и 8 - кронштейны; 9 -
вал поворотной цапфы; 10 - пружина подвески; 11 - упорный подшипник; 12 -
опорная шайба; 14 - тарельчатая пружина; 15 - полуось; 16 - защитный козырек;
17 - обод; 18 - диск; 20 - ступица; 21 - колпак; 23 - масленка ступицы; 25 -
шаровой палец; 26 - чехол; 27 и 28 - вкладыши: 29 - резьбовая пробка; 30 -
втулка: 31 - брус полурамы; 32 - балка моста: 33 - ось качания
Передний мост состоит из литой стальной балки 32, телескопически
соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и
рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора.
Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и
соединена с ним с помощью оси качания 33.
Благодаря шарнирному соединению балка переднего моста МТЗ-80 может качаться
относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет
передним колесам трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их
воздействие на остов.
От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят
штифтом 3.
Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в
расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового
зажима.
В каждой трубе сделано по шесть сквозных отверстий на
расстоянии 50 мм друг от друга, в одно из которых вставляют штифт, фиксируя
размер колеи передних колес.
Колею регулируют изменением взаимного расположения выдвижной
трубы и балки моста, перемещая трубу относительно балки.
Поворотная цапфа состоит из вала (шкворня) 9 и полуоси 15 колеса. Вал
запрессован в отверстие полуоси и приварен к ней снизу.
Он поворачивается на двух втулках - верхней 6 и нижней 13,
размещенных в кронштейне 7 выдвижного кулака. Верхняя втулка запрессована в
кронштейн, а нижняя установлена в его отверстие и прикреплена к кронштейну
двумя болтами 1.
Балка переднего моста трактора МТЗ-80 подрессорена двумя цилиндрическими
пружинами 1, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков.
Нагрузка от остова трактора через кронштейн 7 и пружину
передается на упорный шариковый подшипник 11, который, в свою очередь, через
шайбу 12 передает ее валу 9 поворотной цапфы и переднему колесу. При сборке
пружины 10 подвески предварительно сжимают и фиксируют гайкой 5 поворотного
рычага.
Ступица 20 колеса представляет собой чугунную отливку с фланцем и
парной расточкой под подшипники.
Во фланец запрессованы болты для крепления диска колеса.
Ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние обоймы
которых установлены на полуоси, а наружные - запрессованы в расточки ступицы.
Подшипники затянуты гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси.
Между гайкой и подшипником помещена шайба с усом, входящим в паз полуоси,
который препятствует вращению шайбы относительно полуоси и тем самым
предотвращает отвинчивание гайки при возможных проворачиваниях внутреннего
кольца подшипника.
Снаружи ступица колеса МТЗ-80 закрыта штампованным колпаком 21, а с внутренней
стороны в расточку ступицы установлена самоподжимная манжета.
Для обеспечения дополнительного лабиринтного уплотнения к
полуоси со стороны манжеты приварен защитный козырек 16, охватывающий ступицу
снаружи с небольшим зазором.
Колеса с шинами передают вертикальные нагрузки трактора на грунт, а ведущие
колеса выполняют также функции движителя, с помощью которого мощность
двигателя, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в
поступательное движение трактора.
Колесо состоит из обода с жестко прикрепленным к нему диском и пневматической
шины, смонтированной на ободе. Обод служит основанием, благодаря которому шина,
наполненная воздухом (и жидкостью), передает нагрузку на грунт. Колесо крепят к
ступице с помощью диска.
Обод колеса неразъемный. Его изготовляют из стального листа.
Углубление в средней части обода сделано для того, чтобы можно было монтировать
и демонтировать шины, вдвигая борта покрышки в глубокую часть обода при монтаже
и демонтаже.
Как правило, диски приваривают к ободу. В тракторах МТЗ-82 диски передних колес
крепятся болтами к кронштейнам, приваренным к ободу.
Такая конструкция позволяет изменять взаимное расположение
диска и обода и за счет этого регулировать колею передних колес. Для повышения
прочности дисков задних колес, к ним, в месте крепления к ступице, приваривают
усилительное кольцо.
Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, 82
1 - крышка винта; 2 - болт: 3 - регулировочный винт; 4 - вкладыш ступицы; 5 -
ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 - болт; 8 - балластный груз; 9 - обод;
10 - шина; 11 - гайка; 12 - болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы:
14 - сферическая шайба; 15 - шпонка
Ступица 6 задних колес закреплена на выступающем конце полуоси
конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех
болтов 13.
Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который
зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси.
Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу
вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для
работы колею.
Во фланцы ступиц задних (и передних) колес запрессованы болты 7, с помощью
которых крепят диски колес.
Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках
наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.
Рабочие регулировки деталей ходовой части трактора МТЗ-80,82
Техническое обслуживание металлической части колес трактора
заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении
выявленных неисправностей. Гайки должны быть затянуты равномерно, с одинаковым
усилием.
Фаски конусных гаек должны плотно прилегать к конусным
отверстиям диска. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается
резьба болтов, что приводит к поломкам диска и болтов.
Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно заменить.
Работать на тракторе с неполным числом болтов крепления дисков нельзя, так как
это повредит остальные болты и может вызвать поломки диска или кронштейнов
обода.
При снятии колес с трактора необходимо перед
поддомкрачиванием колес немного отпустить конусные гайки. Окончательно
свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.
Перед установкой колес на трактор МТЗ-80, 82 резьбу болтов рекомендуется
протереть и смазать солидолом.
Гайки следует затягивать в таком порядке. Навернуть гайки на
все болты от руки и затянуть их предварительно при поддомкраченном колесе.
Гайки затягивают крест-накрест.
При завертывании гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы
совпадали с фасками диска. Окончательно затягивают гайки при опущенном на грунт
колесе.
Подшипники ступиц передних колес регулируют при ТО-3 (960-1000 моточасов
работы). Однако, если в процессе эксплуатации обнаружатся осевые перемещения
колес более 0,5 мм, устранять их надо незамедлительно, так как это приводит к
интенсивному изнашиванию шин и подшипников.
Регулировка подшипников ступиц передних колес МТЗ-80, 82:
- поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь
(на 1/8 оборота) гайку.
Толкнув колесо, рукой проверить, насколько свободно оно
вращается. В случае тугого вращения нужно выявить и устранить неисправности
(заедание манжеты, выход из строя подшипников);
- затянуть гайку так, чтобы колесо проворачивалось с трудом.
При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с
затяжкой гайки следует проворачивать колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли
правильное положение;
- отвернуть гайку так, чтобы ближайшая прорезь на ней
совпала с отверстием под шплинт в полуоси.
Провернуть колесо сильным толчком руки оно должно свободно
вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну
прорезь. По окончании регулировки зашплинтовать гайку и установить колпак, при
необходимости добавить смазку в ступицу.
Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют по нагреву ступиц
колес в работе.
Ощутимый рукой нагрев (до 60-70°С) после 8-10 км пробега
указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку следует отпустить на
одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступицы при установке новых
подшипников или манжет.
Регулировку требуемой ширины колеи направляющих колес МТЗ-82, 80 ведут в
следующей последовательности:
- при поднятой передней части трактора ослабляют крепежные болты, вынимают
пальцы крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
- передвигают сначала один, а затем другой выдвижной кулак,
изменяя одновременно длину рулевых тяг вращением трубы передней оси в
наконечниках, при отпущенных контргайках, на величину требуемой ширины колеи,
после этого закрепляют кулаки в трубе передней оси;
- при установке ширины колеи 1400 мм и более трубы рулевых
тяг заменяют удлиненными, которые прикладываются к ЗИП трактора; опустив
трактор, проверяют сходимость и при необходимости регулируют ее.
Регулировка колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1
1 - винт; 2 - прокладка; 3 - клинья; 4 - крышка (снята)
Ширину колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1 регулируют бесступенчато
винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 1) в трех
интервалах (мм): 1200-1500, 1500-1600, 1600-1800.
Для регулировки ширины колеи поднимают переднюю часть
трактора МТЗ-82.1 (или поочередно передние колеса), а задние колеса
затормаживают.
При установке колес на ширину колеи 1500-1600 мм вместо 1200-1500 мм (или
наоборот) отворачивают гайки крепления обода колеса к диску и поворачивают
колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диске.
В зависимости от требуемой ширины колеи устанавливают
различное взаимное расположение обода колеса и диска.
Схема установки передних колес трактора МТЗ-80, 82 на различную колею
1 - обод; 2 - диск, 3 - болт; 4 - гайка; 5 – кронштейн
Для получения колеи 1600-1800 мм снимают колеса с дисков и меняют их местами.
При этом оставляют направление вращения шины прежним (по стрелке, указанной на
боковине).
При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с
одного борта на другой изменяют положение крыльев за счет крепления кронштейнов
через дополнительные отверстия.
Изменение ширины колеи винтовым механизмом выставляют при
снятой крышке 4 и отпущенных клиньях 3 рукавов, чтобы
обеспечивалось свободное перемещение корпусов конических пар.
Вращением регулировочного винта 1 с помощью ключа обеспечивают перемещение в
рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение
требуемой ширины колеи. При этом изменяют также длину рулевых тяг.
На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым
обозначением наиболее употребляемых размеров колеи (мм): 1350, 1400, 1500,
1600, 1800. После изменения ширины колеи передних колес обязательно регулируют
их сходимость.
Для изменения ширины колеи задних колес выполняют следующие операции:
- поднимают домкратом заднюю часть трактора и отворачивают на 2-4 оборота болты
крепления вкладыша к ступице одного из колес;
- вращая червяк, перемещают колесо до получения требуемой
колеи, после чего болты крепления вкладыша затягивают до отказа;
- устанавливают в требуемое положение второе колесо. Ширина
колеи до 1600 мм получается без перестановки колес, свыше 1600 мм колеса
переставляют, как показано 3.
Схема регулировки задних колес тракторов МТЗ-82, 80
размер А - 1400-1600 мм для шин 15,5-38; 1250-1600 для шин 942; размер В -
1800-2100 мм для шин 15.5-38: 1800-2100 мм для шин 9-42
Сходимость передних колес должна быть 4-8 мм. Перед поверкой сходимости
обязательно проверяют и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках колес
и шарнирах рулевых тяг.
Регулировку сходимости передних колес выполняют в следующей последовательности:
- устанавливают трактор на горизонтальную площадку и ставят сошку в среднее
положение, для чего поджимают до упора щуп;
- поворачивают рулевое колесо, устанавливают его в
положение, когда щуп максимально утоплен;
- проверяют чтобы корпуса конических пар (для тракторов
МТЗ-82) или поворотные кулаки (для тракторов МТЗ-80) были выдвинуты на
одинаковое расстояние Б соответственно из корпуса переднего моста и
трубы передней оси;
- регулируют левую и правую тяги так, чтобы для обеих тяг
расстояние А между шаровыми пальцами было одинаковым;
- при изменении длины рулевых тяг следят, чтобы сошка
оставалась в среднем положении (удерживают с помощью рулевого колеса);
- для регулировки длины рулевых тяг задних колес отпускают
контргайки и вращением левой и правой труб устанавливают необходимую длину
рулевых тяг;
- определяют сходимость колес, для чего замеряют расстояние
Г между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте оси колеса) и
делают мелом отметку в местах замера;
- проезжают трактором вперед настолько, чтобы метки были
сзади на той же высоте, и замеряют расстояние
В между метками колес. Разница расстояний при двух замерах
определяет необходимую величину сходимости, которая должна быть 4-8 мм.
Изменяют сходимость регулировкой длины левой и правой тяг на одинаковую
величину;
- снова проверяют установку сошки трактора задних колес
тракторов в среднее положение и разность расстояний Г и В;
- законтривают трубы рулевых тяг после окончательной
регулировки сходимости колес,
Схема регулировки сходимости передних колес
1, 9 - колеса; 2 - передняя ось; 3, 5, 6 и 8 - контргайки; 4, 7 - трубы рулевых
тяг; А - расстояние между шаровыми пальцами; Б - расстояние от корпуса до
поворотного кулака; В - расстояние сзади между колесами; Г - расстояние спереди
между колесами