Тракторы ЮМЗ имеют задний ВОМ односкоростной (557 мин-1), на последних моделях двухскоростной (557 мин-1, 1000 мин-1). Привод ВОМ получает от своего сцепления, которое является частью главного. Особенностью привода есть то, что управляют сцеплением ВОМ и главным одной педалью. Сначала выключается главное сцепление, а потом - ВОМ.
Гидравлической системой отбора мощности (ГСОМ) оснащены тракторы ЮМЗ с гидроуправляемыми коробками передач.
Кроме сборочных единиц обычной системы, в нее дополнительно входят: насосы (НШ-10Л-3) и (НШ-31-3), золотниковый сумматор и радиатор.
Боковой ВОМ
1 — корпус; 2 — подвижная шестерня; 3 — тяга управления; 4 — рычаг; 5 — фиксирующая пластина; 6 — поводок; 7 — ВОМ
Насосы смонтированы на корпусе сцепления с левой стороны и снабжены отключаемым приводом. Поток масла от насосов поступает по нагнетальным магистралям в сумматор и через фильтр и радиатор по сливным маслопроводам в маслобак гидросистемы.
В расточках корпуса сумматора расположены управляемые золотники. Через золотник управляют суммарным потоком. Он может быть установлен в одно из трех фиксированных положений: нейтральное и два рабочих. В нейтральном положении золотника масло от насоса сливается в бак, в рабочих - поступает по выводам к потребителям. В золотнике смонтировано устройство автоматического, возврата в нейтральное положение при повышении давления более 17,5 МПа.
Через золотник управляют потоком насоса. В нейтральном положении золотника масло от насоса поступает на слив или суммируется с потоком насоса. В рабочих положения золотник не фиксируется, масло от насоса поступает к потребителям через выводы, которые заканчиваются быстро соединяющимися полумуфтами.
Сумматор имеет два предохранительные клапаны, отрегулированные на давление 18+2 МПа.
Клапан встроен в магистраль суммарного потока, а клапан установлен в золотнике.
Золотником суммарного потока и золотником управления потоком насоса управляют с помощью рукояток, расположенных в кабине трактора с левой стороны от сиденья.
Положение суммирующего золотника изменяется при повороте хвостовика расположенного на сумматоре, с помощью гаечного ключа и определяется в зависимости от необходимого потока жидкости: I - 110, II -73 и III -55 л/мин.
При использовании ГСОМ необходимо:
суммирующий золотник поворотом хвостовика установить в положение, соответствующее необходимому потоку;
золотник управления суммарным потоком включают рукояткой в одно из рабочих положений. Рукоятка управления потоком, поступающим от насоса в рабочем положении не фиксируется и поэтому ее следует удерживать рукой. Использование потока масла от насоса НШ-10 не зависит от положения суммирующего золотника, так как золотник насоса является приоритетным.
Основной насос используют в первую очередь для управления гидравлической навесной системой трактора или другими потребителями, так как распределитель и регулятор имеют приоритет в использовании потока от основного насоса.
Приводной шкив устанавливают на тракторах для привода различных машин с помощью ременной передачи.
Приводной шкив
1 – рукав шкива; 2, 10 – регулировочные прокладки; 3 – вал привода шкива с ведущей конической шестерней; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – корпус шкива; 6 – пробка контрольного отверстия; 7 – вал шкива с ведомой конической шестерней; 8 – груз для балансирования шкива; 9 – шкив
Шкив монтируется на крышке редуктора заднего ВОМ, и провод осуществляется от ВОМ. Механизм привода шкива состоит из корпуса и рукава и представляет собой конический редуктор. В рукаве на подшипниках вращается вал привода шкива с ведущей конической шестерней, имеющей внутренние шлицы под хвостовик заднего ВОМ.
Вал шкива с ведомой шестерней, установленный в корпусе на двух подшипниках, имеет выступающий наружу шлицевой конец, на который посажен шкив. Включение и выключение шкива осуществляется рычагом управления задним ВОМ.