Передний мост
универсально-пропашного трактора состоит из трубчатой балки 3
(а), шарнирно соединенной с остовом 7, и двух выдвижных кулаков 2, в которых размещены
оси 4 поворотных цапф. В выдвижных кулаках сделан ряд отверстий, с
помощью которых можно регулировать колею.
Для облегчения управления пропашным трактором и сохранности
шин управляемые колеса должны иметь определенные углы установки.
Угол а развала кол ее - угол между вертикальной плоскостью и
плоскостью переднего колеса, наклоненного в наружную сторону. При развале колес
и определенном наклоне оси цапфы в противоположную сторону облегчается
управление, так как уменьшается плечо г при повороте колеса.
Угол (поперечного наклона шкворня измеряют между вертикалью
и осью шкворня, верхняя часть которого наклонена внутрь. При определенном
значении (улучшается устойчивость колес, особенно при небольших скоростях.
Угол у продольного наклона шкворня (б) измеряют
между вертикалью и осью шкворня, верхняя часть которого наклонена назад. При
определенных значениях у повышается устойчивость колес при прямолинейном
движении, поскольку при повороте колеса появляется стабилизирующий момент,
стремящийся возвратить колесо в плоскость его качения.
Углы у (1...3°), (1...8°) и а (1...4°) не регулируют.
Схождение колес (в) необходимо для обеспечения их
параллельного качения. Сила сопротивления качению, возникающая при движении
машины, стремится повернуть колесо наружу. При правильном выборе зазоров в
подшипниках оба колеса катятся паралелльно без бокового проскальзывания, что
уменьшает износ шин. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние между
шинами впереди (размер А) было несколько меньше, чем сзади (размер Б).
Схождение колес 0...8 мм устанавливают при ТО с помощью рулевых тяг.
Передний мост трактора МТЗ-80 состоит из трубчатого кожуха 9
(я), шарнирно прикрепленного к средней части поперечины остова спомощью
оси качания 10. С обеих сторон в кожух установлены кулаки 6, вкоторых помещены
поворотные цапфы 1. На осях цапфы установленыступицы 3 колес, которые вращаются
на роликовых конических подшипниках.
Разъемное болтовое соединение поворотной цапфы с фланцем
(б) оси колеса служит для регулирования дорожного просвета.Кулаки
приварены к выдвижным полуосям, которые помещены в корпус(кожух) 9 переднего
моста. Выдвижная полуось некоторых тракторов имеет ряд отверстий, расположенных
через 50 мм. С помощью этих отверстий полуось устанавливают в передней оси.
Благодаря этому можно менять колею направляющих колес. Положение полуосей в
кожухе переднего моста, соответствующее требуемой колее, фиксируют штифтом 8 в
отверстиях полуоси и кожуха.
На верхние концы поворотных цапф на шлицах установлены
поворотные рычаги 7 рулевого управления. Передняя подвеска
универсально-пропашного трактора включает в себя цилиндрическую пружину 5,
установленную внутри выдвижного кулака 6. Пружина опирается внизу на опорный
шариковый подшипник 4, сидящий на поворотной цапфе, а вверху - в стенки кулака.
В его втулках помещена поворотная цапфа.
Резиновый буфер, установленный в нижней части поворотной
Цапфы, снижает силу ударов, возникающих при полном сжатии пружины
5.
Ступица
Ведущие и направляющие колеса универсально-пропашного
трактора состоят из ступицы, диска 9 с ободом 7 и шины (покрышки 5 с
камерой 6). Обод приварен к диску, а диски привернуты к ступице.
На протекторе покрышки выполнены почвозацепы для улучшения
сцепления шины с грунтом.
Ступица ведущего колеса закреплена на полуоси 1 с помощью
шпонки и вкладыша 3. В последнем смонтирован червяк 2, витки которого заходят в
прорези полуоси. Вращая червяк, можно передвинуть ведущее колесо на полуоси и
получить нужную для работы колею. Предварительно необходимо поднять домкратом
заднюю часть трактора до отрыва колес от земли и ослабить болты крепления
вкладыша к ступице колеса.
Для установки большой колеи диски ведущих колес располагают
выпуклостью внутрь. Вершины грунтозацепов покрышки, имеющие вид елочки,
направляют по ходу вращения колеса.
У некоторых универсально-пропашных тракторов диски задних
колес привернуты болтами к фланцу 15 вала и кронштейнам 14. Переставляя диски 9
с одной стороны фланца вала и кронштейна обода на другую, можно изменять колею
задних ведущих колес (до восьми вариантов). Ступица 8 переднего ведомого колеса
вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на полуоси и
закрепленных корончатой гайкой 10, которой регулируют подшипники. Для лучшего
сцепления с почвой передних ведущих колес предусмотрены грунтозацепы.
Чтобы увеличить сцепление ведущих колес с почвой, надо на их
диски навесить грузы 4 и заполнить камеры на 3/4 их объема водой.
Шины монтируют на обод на чистом полу. Не допускается
попадание внутрь покрышки грязи и земли. Сначала заводят за кромку обода один
борт покрышки с помощью монтажных лопаток. Вытертую насухо камеру посыпают
тальком, укладывают в покрышку и расправляют. Вентиль камеры вставляют в
отверстие обода и накачивают шину до 1/4... 1/3 нормального объема. Другой борт
покрышки также заводят за кромку обода с помощью монтажных лопаток. Борт
покрышки заканчивают перетягивать у вентиля. Шину накачивают до нормального
давления. Демонтируют шину в обратной последовательности.
Чтобы облегчить накачивание шин, используют специальное
приспособление для их накачивания воздухом от двигателя. Это приспособление
устанавливают на головку цилиндров вместо форсунки. Затем соединяют наконечник
шланга приспособления с вентилем камеры и при малой частоте вращения
коленчатого вала накачивают шины до требуемого давления.