Шатун изготавливается из хромистой стали 45Х. На концах
стержня шатуна расположены верхняя и нижняя головки. В верхнюю головку
запрессована втулка из бронзы ОЦ-10-2.
В верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие для подвода смазки к
поршневому пальцу. Во втулке с внутренней поверхности против отверстия сделан
масляный карман глубиной 1,2 мм для лучшего распределения смазки.
На боковой поверхности крышки нижней головки и шатуна около разъема выбит их
номер комплектности. Перестановка крышек с одного шатуна на другой не
допускается.
Ширина нижней головки вместе с крышкой составляет 105-0,14 мм. Это
позволяет (при необходимости) вынимать шатун в сборе с поршнем через цилиндр.
Крышка нижней головки крепится к шатуну двумя специальными болтами из
хромоникелевой стали и гайками. Гайки корончатые и законтриваются шплинтами. От
проворачивания относительно шатуна болт фиксируется плоской гранью его головки.
Кривошипно-шатунный механизм мотора Д-21 трактора Т-25
1 — шкив привода вентилятора и генератора; 2 — специальный
болт; 3 и 4 — ведущие шестерни привода масляного насоса и распределения; 5, 11
и 15 — вкладыши шатунного и коренного подшипников; 6— шатун; 7 и 8 —
маслосъемные и компрессионные кольца; 9 — поршень; 10 и 18 — верхнее и нижнее
упорные полукольца; 12 — маховик с венцом; 13 — самоподжимной сальник; 14 —
подшипник; 16 — гайка шатунного болта; 17 — коленчатый вал; 19 — противовес.
Шатуны комплектуются по размеру отверстия под поршневой палец и разбиваются на
две группы.
Клеймо группы набивается на торце верхней головки шатуна.
Иногда вместо клеймения окрашивается стержень шатуна для группы М в красный
цвет, для группы Б стержень не окрашивается.
Вес шатунов строго контролируется. Вес большой головки
шатуна, приведенный к оси отверстия под вкладыши, составляет 1080± l0 г, вес
малой головки, приведенный к оси отверстия под поршневой палец, —800 ± 10 г.
Подгонка по весу обеспечивается за счет снятия металла на нижней поверхности
крышки и на верхней головке шатуна.
На поверхности отверстия под вкладыши у разъема с одной стороны выполнены пазы
под ус вкладышей. При установке на двигатели ус должен располагаться с правой
стороны, коленчатого вала по ходу двигателя.
Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы. Изготавливаются они из стальной
ленты, покрытой с одной стороны антифрикционным сплавом А0-20. Толщина слоя
составляет 0,42—0,855 мм, у плоскости разъема вкладыша она может уменьшаться до
0,2 мм. Внутренняя поверхность вкладыша покрыта оловом. Толщина слоя полуды 0,003
мм.
От осевого перемещения и проворачивания вкладыши фиксируются выштампованным
усом, который входит в прорези в шатуне и крышке шатуна.
Для новых двигателей используются вкладыши первого (1Н) и второго (2Н)
номиналов, маркировка номиналов наносится на тыльной стороне вкладыша кислотой.
Вкладыши коренных подшипников изготовлены из биметаллической ленты (основа —
стальная полоса), на которую нанесен антифрикционный сплав ACM. Толщина слоя
сплава
0,5—0,7 мм. Поверхность трения вкладышей покрыта оловом. Толщина слоя полуды
0,003 мм. Нижние и верхние вкладыши отличаются друг от друга и менять их
местами нельзя. Взаимозаменяемость вкладышей см. в таблице на стр. 54.
Для первого и третьего подшипников вкладыши одинаковы.
На верхних вкладышах имеются кольцевые проточки для подвода смазки к шатунным
подшипникам, а на верхних вкладышах первого и третьего подшипников — еще по 2
отверстия для подвода смазки к подшипникам распределительного вала и
промежуточной шестерне распределения. Вкладыши второго коренного подшипника
шире остальных на
4 мм, так как этот подшипник более нагружен.
На втором верхнем вкладыше сделана прорезь шириной 8 м, через которую масло
поступает по сверлениям в коленчатом вале к остальным коренным и шатунным
шейкам.
Чтобы вкладыши не проворачивались и не смещались, у плоскости разъема
выштампован ус, который входит в паз, прорезанный в отверстиях под вкладыши в
бугелях и блок-картере.