Цилиндр отливается из специального чугуна. На
наружной поверхности цилиндра предусмотрены тонкостенные ребра охлаждения. По
всей высоте цилиндра имеется 18 ребер. Расстояние между ребрами (шаг) 8 мм,
толщина ребра у вершины 1,5 мм (у верхнего ребра 5 м, у нижнего 3 мм).
Для более равномерного охлаждения цилиндра высота ребер по
окружности выполнена неодинаковой. Со стороны вентилятора ребра имеют меньшую
высоту, а на противоположной стороне большую, так как здесь ребра обдуваются
уже прогретым воздухом. Впереди и сзади (относительно двигателя) высота ребер
уменьшена для сокращения длины двигателя. В углах цилиндра по вертикали ребер
нет, а сделаны вырезы для размещения анкерных шпилек.
В нижней части цилиндра расположен опорный фланец.
Поверхность ниже фланца обработана для установки цилиндра в расточку
блок-картера.
Для повышения жесткости цилиндра и уменьшения концентрации
напряжений переход от оребрений стенки цилиндра к опорному фланцу плавный — радиус
18 мм. Под фланец при установке в блок ставится прокладка из медной фольги
толщиной 0,3 мм. Верхний торец цилиндра имеет две лабиринтные кольцевые канавки
для улучшения уплотнения в стыке с головкой цилиндров.
Внутренняя поверхность цилиндра (зеркало) закалке не
подвергается, так как цилиндр изготовлен из специального чугуна, обладающего
высокой износостойкостью. Зеркало цилиндра обработано с высокой степенью
точности и чистоты.
По внутреннему диаметру цилиндры разбиты на три размерные
группы:
Обозначение размерной группы цилиндра выбито на обработанной наружной
поверхности в нижней части цилиндра.
Головка цилиндра
Рис. 9. 1 — прокладка крышки клапанов; 2 — штифт; 3 — резьбовая
вставка; 4 — шпилька стойки коромысел; 5 — шпилька малая стайки коромысел; 6 и 7 — шпильки; 8 — резьбовая пробка; 9 — выпускной клапан; 10 — тарелка пружины
клапана; 11 — сухарь клапана; 12 — впускной клапан; 13 — пружина клапана; 14 —
седло клапана; 15 — втулка клапана; 16 — опорная шайба пружины клапана.
Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава
АЛ-10В. Отливка термически обрабатывается. Головки отдельных цилиндров
взаимозаменяемы. Для лучшего охлаждения головка имеет ребра внутри и снаружи.
По высоте головки снаружи расположено 11 ребер. Расстояние между ребрами 6 мм у
толщина ребра у вершины 2 мм. Для лучшего отвода тепла и большей жесткости
головки нижняя стенка (плита) имеет толщину от 19 до 23 мм.
В средней части головки между всасывающим и выпускным
отверстиями выполнен сквозной канал с вертикальным ребром, соединяющим нижнюю и
верхнюю плиты для улучшения охлаждения перемычки между клапанами и форсунки. Со
стороны верхней плиты в головку запрессованы направляющие втулки 15 клапанов,
два штифта 2 для фиксации крышки клапанов, а также сделаны три резьбовых
отверстия (два M10 и одно М8), в которые с натягом ввернуты шпильки 4 к 5
крепления стойки оси коромысел. Со стороны нижней плиты в головку запрессованы
седла 14 клапанов из жаростойкого специального легированного чугуна высокой
твердости. На нижней плите предусмотрен уплотняющий поясок, обеспечивающий
герметичное соединение газового стыка между цилиндром и головкой и сделана
расточка глубиной 3 мм для центрирования головки на цилиндре.
Для установки и крепления форсунки в головку ввернута и раскернена стальная
резьбовая вставка 3. Стык форсунки с головкой уплотняется медной прокладкой,
надеваемой на корпус распылителя.
Впускной и выпускной каналы выходят на левую сторону головки
и заканчиваются фланцами с ввернутыми шпильками 7 для крепления впускного и
выпускного трубопроводов. Для крепления головки цилиндров выполнены четыре
отверстия под анкерные шпильки. Смазка к клапанному механизму подводится через
резьбовое отверстие, в которое вворачивается штуцер, соединенный с трубкой
подвода смазки от блока.
В верхней плите головки есть два отверстия, в которые устанавливаются резиновые
уплотнительные кольца с кожухами штанг толкателей. Торец кожуха штанги не
должен выступать выше торца уплотнительного резинового кольца. На боковых
поверхностях головки в верхней плите выполнены по два резьбовых отверстия для
крепления переднего и заднего дефлекторов.