Бортовая передача трактора Т-25 предназначается для
передачи крутящего момента к задним ведущим колесам от дифференциала. На Т-25
ставятся две бортовые передачи, которые присоединяются совместно с
тормозными рукавами к коробке
передач. Корпус передачи изготавливается из чугуна и представляет собой
часть несущего остова трактора. Наверху во фланце корпуса
располагаются отверстия с резьбой для шпилек и двух штифтов, предназначенных
для установления бортовой передачи.
Штифты вставляются во фланец корпуса и заходят во фланец
тормозного рукава. Ведущая шестерня передачи производит вращение на 2 - х
шариковых радиальных подшипниках, которые вставлены в расточки корпуса.
Подшипник снаружи закрывается сплошной крышкой, а внутренний — корпусом
сальника. Для того, чтобы не допустить утечки масла в тормозной рукав из
конечной передачи используется самоподжимной сальник.
На внешней стороне подшипника находится шайба, повышающая и
защищающая уплотнение. Во фланце корпуса предусмотривается четыре сквозных
отверстия, которые делают разгрузку сальника от высокого давления масла. В
сальнике находятся цековки специального назначения, через которые масло
заливается в бортовую передачу.
Внутренние кольца подшипников насаживаются на вал ведущей
шестерни. В середине вала ведущей шестерни находятся две канавки для
установления шпонок тормозного шкива. Конец вала внутри снабжен шлицами,
необходимыми для подсоединения к полуосевой шестерне дифференциала. Ведущая
шестерня передачи зацепляется с ведомой шестерней, поставленной на шлицах оси
колеса.
Ось производится совместно с фланцем, к которому подсоединен
болтами специального назначения диск колеса. Ось помещается на 2 - х роликовых
конических подшипниках в расточках корпуса внизу.Бортовая на тракторе Т-25 снабжена
торцевым сальником с уплотняющими кольцами из металла, предназначенный для
защиты конечных передач от воды и грязи, а также утечки масла. Упорное кольцо
насаживается на ось до упора во фланец. С помощью 4 - х пружин, сторца упорное
кольцо прижато нажимное кольцо.
При сборке бортовой передачи крышку совместно с защитным и
нажимным кольцами, диафрагмой и пружинами ставят на ось колеса до того, как на
нее делают напрессовку внутренних колец подшипника и подсоединяют к корпусу
бортовой передачи с помощью четырех болтов. Болты прикручиваются через два
отверстия, которые находятся во фланце оси колеса и стопорятся стопорной
пластиной.
При правильной сборке передачи упорное кольцо производит
вращение вместе с осью, а пружины прижимают к нему нажимное кольцо. Трущиеся
поверхности с торца колец цементируют, закаливают до хорошего затвердения и
делают притирку друг к другу. При выполнении работы они прижаты, что повышает
уплотнение бортовой передачи.
Для защиты деталей уплотнения от повреждений применяют
внутреннее и защитное кольцо, которое приваривается к оси. Внизу бортовая
передача трактора Т-25 снабжен люком прямоугольной формы, через который
ставится ведомая шестерня. Для того, чтобы выполнить контроль уровня масла в
передаче, а также для его заливки и слива, предусматриваются отверстия, которые
закрываются коническими пробками.