Задний ВОМ трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27, размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КПП, муфту переключения привода27 на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора.
Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16образует ленточный тормоз включения.
Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20.
Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20 устанавливаются сменные хвостовики 10, восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).
На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5.
ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком 10.
Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.
Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ
Регулировку зазора в ленточных тормозах необходимо выполнять, если вал отбора мощности «пробуксовывает».
Вал отбора мощности задний устройство

№ | Номер детали | Наименование запчасти | Кол-во |
| 1025-4202010 | Задний вал отбора мощности | 1 |
| 1025-4202020 | Редуктор | 1 |
| 70-4202030-А | Шестерня коронная | 1 |
| 80-4202019-Б-01* | Хвостовик (6 шлиц) | 1 |
| 80-4202019-Б-02* | Хвостовик (21 шлиц) | 1 |
1 | 70-4202083-А | Гайка | 1 |
1 | 70-4202044-Б | Вал | 1 |
2 | 280А | Подшипник | 1 |
2 | 70-4202043 | Шестерня коронная | 1 |
3 | 85-4202065 | Водило | 1 |
3 | 50-4202066-А | Стакан | 1 |
4 | 70-4202431 | Штифт | 3 |
4 | 50-4202046-Б | Муфта переключения | 1 |
5 | 70-4202026 | Ось сателлита | 3 |
5 | А61.03.002 | Кольцо | 1 |
6 | SKF K20х26х17 | Подшипник | 6 |
6 | 50-4202068 | Винт | 1 |
7 | 70-4202024 | Сателлит | 3 |
7 | М12х1,25 | Гайка | 1 |
8 | 1025-4202036 | Шестерня солнечная | 1 |
8 | 210 АУШ1 | Подшипник | 1 |
9 | 1025-4202037 | Муфта | 1 |
9 | 2С 110 | Кольцо | 1 |
10 | 2С 68 | Кольцо | 1 |
10 | 2С 90 | Кольцо | 1 |
11 | 1025-4202003 | Втулка | 1 |
11 | 2С 50 | Кольцо | 1 |
12 | 309К | Подшипник | 1 |
12 | 7,938-100 | Шарик | 1 |
13 | 2С 100 | Кольцо | 1 |
14 | C 45 | Кольцо | 1 |
15 | 8-1701392А | Кольцо | 1 |
16 | 80-1701379 | Диск упорный | 1 |
17 | 80-1701384 | Диск ведущий | 2 |
18 | 80-1701375 | Диск ведомый ДМ 05 | 2 |
19 | С 80 | Кольцо | 1 |
20 | 77-1601373 | Опора пружины | 1 |
21 | 77-1601067 | Пружина | 16 |
22 | 165-170-36-2-4 | Кольцо | 1 |
23 | 1025-4202009 | Поршень | 1 |
24 | 075-080-30-1-4 | Кольцо | 1 |
25 | 7,144-60 | Шарик | 4 |
26 | 1025-4202006 | Корпус | 1 |
27 | 1025-4202001 | Прокладка | 1 |
28 | М16-3р/6gх45 | Шпилька | 4 |
29 | 16 ОТ | Шайба | 8 |
30 | М16 | Гайка | 4 |
31 | М16х40 | Болт | 4 |
32 | 12 ОТ | Шайба | 5 |
33 | М12х40 | Болт | 5 |
34 | 059-065-36-2-4 | Кольцо | 1 |
35 | 125-130-36-2-2 | Кольцо | 1 |
36 | 1025-4202007 | Поршень | 1 |
37 | 1025-4202008 | Шайба | 5 |
38 | 86-1802032 | Диск ведомый | 2 |
39 | 2С 65 | Кольцо | 1 |
40 | 86-1802035-А | Диск ведущий | 2 |
41 | 86-1802034 | Диск упорный | 1 |
42 | С 135 | Кольцо | 1 |
43 | 1025-4202004 | Прокладка | 1 |
44 | 1025-4202011 | Крышка | 1 |
45 | 10 ОТ | Шайба | 14 |
46 | М10х30 | Болт | 5 |
47 | 2С 50 | Кольцо | 1 |
48 | 1025-4202013 | Муфта | 1 |
49 | 2С 110 | Кольцо | 1 |
50 | 60310А | Подшипник | 1 |
51 | 2.2-75х100-1 | Манжета | 2 |
52 | 1025-4202012 | Вал | 1 |
53 | 80-4202019-Б | Хвостовик (8 шлиц) | 1 |
54 | 80-4202081-А | Пластина | 1 |
55 | 1321-4212180 | Плита | 1 |
56 | 50-4202065-А-01 | Колпак | 1 |
57 | М10х20 | Болт | 6 |
Регулировку механизма управления ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо производить в следующей последовательности:
- установить рычаг 6 в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10x60 28 (отверстие Г на соответствует отверстию А на рисунке);
- открутив пять болтов, cнять крышку люка 15 заднего моста для доступа к регулировочным винтам 11;
- расшплинтовать и снять пластину 7;
- завернуть поочередно регулировочные винты 11 крутящим моментом от 8 до 10 Нм, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины 7);
- снять технологический болт М10x60;
- завернуть болт, выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9 гайкой;
- угловой ход рычага 6 под действием пружины 7 в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;
- установить на регулировочные винты 11 пластину 7 и шплинты 3,2х18.019 ГОСТ 397-79;
- установить крышку люка 15 заднего моста на место.
Планетарный редуктор заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1

1 – кронштейн; 2 – пружина; 3 – эксцентриковая ось; 4, 5 – рычаг; 6 – валик управления; 7 – пластина; 8 – болт фиксации хвостовика; 9 – стопорная пластина хвостовика; 10 – хвостовик; 11 – регулировочный винт; 12 – стопорная пластина; 13 – болт фиксации стопорной пластины; 14 – ось; 15 –- крышка; 16, 18 – тормозные ленты;17 – барабан включения; 19 – тормозной барабан; 20 – вал; 21 – ось сателлита; 22 – коронная шестерня; 23 – сателлит; 24 – солнечная шестерня; 25 – водило; 26 – вал коронной шестерни; 27 – муфта переключения привода (синхронный/независимый), 28 – болт М10х60, необходимый для регулировки зазора в ленточных тормозах (технологический).
Внешняя подрегулировка тормозных лент
В эксплуатации подрегулировку тормозных лент вала отбора мощности Беларус МТЗ-82.1, 80.1 производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).
При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3 устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной 12 и болтом 13.
Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11 на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось 3 механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной 12 и болтом 13. Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах. Если неисправность не устраняется, замените ленты.
Управление задним ВОМ
На тракторе установлено механическое управление задним валом отбора мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1. Схема управления представлена на рисунке.
Рычаг 5 имеет два положения:
- «включен» — крайнее заднее положение;
- «выключен» — крайнее переднее положение.
Рычаг 5 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 7.Дожатие его рукой не допускается.
Размер В должен быть равен 35+10 мм при крайнем заднем положении рычага 5. Размер В регулируется с помощью изменения длины тяг 1 и 4. Для изменения длины тяг 1 и 4 необходимо расконтрить гайку и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера В (35+10 мм).
Механическое управление ВОМ
1 – тяга; 2 – кронштейн; 3 – крышка; 4 – тяга; 5, 6 – рычаг; 7 – пружина; 8 – ушко; 9 – болт.
Управление задним валом отбора мощности на тракторах с тент-каркасом на базе малой кабины
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины установлено механическое управление задним ВОМ. Схема управления задним представлена на рисунке.
Рычаг 1 имеет два положения:
- «включен» — крайнее верхнее положение;
- «выключен» — крайнее нижнее положение.
Рычаг 1 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 5.Дожатие его рукой не допускается.
Размер Б должен быть равен 50+10 мм при крайнем заднем положении рычага 10. Размер Б регулируется с помощью изменения длины тяги 4. Для изменения длины тяги 4 необходимо расконтрить гайку 3 и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера Б (50+10 мм).
Механическое управление ВОМ на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины

1 – рычаг управления; 2 – регулировочная вилка; 3, 7 – гайки; 4 – тяга; 5 – пружина; 6 – наружный стакан; 8 – упорный болт; 9 – установочный болт (толькодля регулировки); 10 – рычаг валика управления; 11 – валик управления; 12 – регулировочные винты; 13 – внутренний стакан; 14 - рычаг.
Боковой полунезависимый вал отбора мощности
Для привода агрегатируемых машин предусмотрен боковой полунезависимый ВОМ.
Место установки на тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 бокового полунезависимого вала отбора мощности
1 – боковой полунезависимый ВОМ; 2 – шестерни вала первой передачи; 3 – шестерня.
Боковой полунезависимый вал смонтирован в отдельном корпусе 1, который крепится к левой боковой плоскости КПП вместо крышки. Привод ВОМ осуществляется от шестерни вала первой передачи и заднего хода КПП через подвижную шестерню 2, которая перемещается поводком 6 по шлицам вала.
Включение и выключение бокового вала производится при выключенной муфте сцепления с помощью тяги 3.Фиксация включенного или выключенного положения подвижной шестерни 2 осуществляется с помощью фиксирующей пластины 5, взаимодействующей с рычагом 4.
Боковой полунезависимый ВОМ
1 – корпус; 2 – подвижная шестерня; 3 – тяга; 4 – рычаг; 5 – фиксирующая пластина; 6 – поводок; 7 – колпак хвостовика ВОМ.
При монтаже некоторых агрегатируемых машин боковой полунезависимый ВОМ следует снять, отвернув пять болтов М12х35 и два болта М12х45.Затем установить на его место крышку КПП, прикладываемую в ЗИП трактора. При обратной установке бокового полунезависимого вала никаких регулировок не требуется.