Лебедка – совокупность передач, муфт, тормозов, барабанов и
станин, выполненных в виде единого агрегата. На автомобильных кранах
устанавливают грузовую и вспомогательную лебедки для подъема и опускания груза
соответственно на стреле и гуське и стреловую лебедку (краны с гибкой подвеской
стрелового оборудования) для подъема — опускания стрелы. Как правило, барабаны
грузовых лебедок выполняют с нарезными винтовыми канавками для лучшей укладки
каната, а стреловых – гладкими, реже также с канавками.
В трансмиссиях механических приводов с
реверсивно-распреде-лительными механизмами, а также электрических и
гидравлических приводов лебедки имеют независимый привод от выходных валов
реверсивно-распределительных механизмов, электродвигателей или гидромоторов.
Для передачи движения барабанам лебедок используют цилиндрические, червячные и
червячно-цилиндрические (комбинированные) редукторы. Цилиндрические редукторы
на всех кранах стандартные двухступенчатые. У автомобильных кранов с
гидравлическим приводом из смонтированных на плите редуктора, барабана,
гидромотора, ленточных тормозов, кронштейнов. Барабан лебедки получает вращение
от вала редуктора через две зубчатые полумуфты. Полумуфта жестко соединена с
барабаном. Опорами барабана являются подшипник, установленный в кронштейне, и
подшипник в зубчатой полумуфте, насаженной на вал редуктора. Передача крутящего
момента от гидромотора, установленного на кронштейне, к редуктору
осуществляется упругой муфтой со звездочкой. Тормозной шкив установлен на
быстроходном валу редуктора и является полумуфтой. На грузовой лебедке установлены
два ленточных, нормально закрытых тормоза. Тормоз состоит из тормозной ленты с
накладкой, рабочей тормозной пружины, кронштейна и гидроразмыкателя. Тормоз
размыкается только при включении привода лебедки. Растормаживание
осуществляется гидроразмыкателем, к которому подводится под давлением рабочая
жидкость одновременно с подачей ее к гидромотору лебедки. Ручное
растормаживание осуществляется с помощью монтажки за скобу. Провисание ленты
устраняется регулировочным болтом.
Барабан грузовой лебедки получает вращение от
электродвигателя, закрепленного на поворотной платформе через трансмиссионный
вал, соединенный с электродвигателем и входным валом редуктора с помощью
зубчатых муфт и двухступенчатого цилиндрического редуктора.
Редуктор имеет второй вывод ведущего вала, на конце которого
установлен тормозной шкив, тормоза. Барабан посажен на вал, опирающийся на
радиальные подшипники, один из которых расположен в гнезде ведомого вала
редуктора, а другой в специальной стойке. Закрепленная на валу барабана
звездочка служит для привода концевого выключателя ограничителя высоты подъема
крюка. Тормоз лебедки – автоматический, колодочный, нормально-замкнутый, с
электрогидравлическим толкателем.