Для соединения питающих цепей (силовых цепей аккумулятора) базового шасси с силовыми потребителями поворотной установки, а также
для соединения между собой источников и приемников сигналов (сигнальных цепей) электрооборудования поворотной установки и неповоротной (ходовой) частей автогидроподъемников (вышек) и автокранов.
Кольцевые токосъемники (коллекторы кольцевые, токопереходы кольцевые, токоприемники кольцевые) имеют много разновидностей:
- ТК(ТКН)-9А 1М,2М,3М
- ТК(ТКН)-3В 1М,2М,3М
- ТК(ТКН)-11В 1М,2М,3М и т.д.
Применение на технике:
- Токосъемник кольцевой для автокрана Галичанин КС-45719-1.80.200
- Токоприемник кольцевой КС-3577 для автокрана Ивановец КС-3577 КС-3577.80.200
- Токосъемник крановый КС-35714 для автокрана Ивановец КС-35714 КС-35714.80.200
- Токосъемник КС-3574 для автокрана Ивановец КС-3574 КС-3574.81.200
- Токоприемник КС-45717 для автокрана Ивановец КС-45717 КС-45717К.80.200
- Токосъемник для автокрана Клинцы КС-35716.80.200
- Токоприемник кольцевой для автокрана КС-55727 «Машека» КС-55727.80.20.000
- Токосъемник кольцевой КС-45721 для автокрана Челябинец КС-45721.80.200-01
Кольцевой токосъемник, как правило, располагается в защищенном месте, на массивной части крана, которая не испытывает резких толчков, ударов и вибраций, поэтому его осматривают не чаще чем раз в две недели: проверяют состояние колец, щеток, стоек и наличие контактов между токоведущими частями, очищают их от пыли и масла тряпками, смоченными в бензине. Перед тем как приступить к осмотру токосъемника, кран отключают от внешней сети с помощью рубильника
Принцип работы токосъемника автокрана
Кольцевые токосъемники служат для электрической связи электрооборудования вращающейся части крана с внешней сетью и электрооборудованием, установленным на неповоротной части крана.
На кранах применяют обычно кольцевые токосъемники серии К-3000 с девятью контактными кольцами. Питание осуществляется с помощью кольцевого токосъемника, установленного по оси вращения крана. Напряжение к кабелю электромагнита подается через кольцевой токосъемник посредством скользящих контактов. От силового шкафа электроэнергия подается к кольцевому токосъемнику - устройству, передающему электроэнергию с неповоротной части крана на поворотную. Электроэнергия подводится к электродвигателям М2 и МЗ через кольцевой токосъемник. От электросети ток подают к вращающемуся барабану через кольцевой токосъемник со скользящими контактами.
Для подвода тока к кабине на траверсе установлен кольцевой токосъемник. Передача электроэнергии с неповоротной части крана на поворотную происходит через кольцевой токосъемник Q1, одно кольцо которого ( Q2) используется для включения кнопкой S1 стартера двигателя кабины машиниста крана.
Подготовка к работе
Перед монтажом аппаратов необходимо: — произвести расконсервацию; — присоединить гибкое соединение; — просушить аппараты в теплом, сухом помещении в течении 2 — 3 дней; — проверить плотность прилегания паранитовых шайб к деталям щупом 0,1 мм; допускается зазор между шайбами и торцами изолятора на глубине не более 6 мм.
При монтаже аппаратов необходимо: — выдержать электрические расстояния по воздуху между токоведущими деталями, а также между ними и конструкциями, не изолированными от земли, не менее 30 мм; — обеспечить совпадение оси троллеев с направлением движения токосъемника.
Толщина металлических конструкций в местах крепления аппаратов должна быть не менее 8 мм.
После монтажа аппаратов необходимо: — фарфоровые изоляторы протереть чистой ветошью; — проверить стояние крепежа и гибких соединений; — поврежденные при монтаже окрашенные поверхности подкрасить; — проверить прочность изоляции на пробой каждого аппарата напряжением 1500 В переменного тока частотой 50 или 60 Гц в течении 1 мин.
При параллельной работе двух токоприемников снимаемый общий ток равен сумме токов двух токоприемников, умноженной на коэффициент 0,8, учитывающий неодинаковую нагрузку.
Техническое обслуживание
При эксплуатации аппаратов необходимо вести журнал наблюдений, в котором должны фиксироваться дата ввода в эксплуатацию, технические осмотры и регламентные работы.
В процессе эксплуатации периодически необходимо: — проверять состояние крепежных деталей; — очищать поверхность фарфоровых изоляторов от пыли и загрязнений; — проверять плотность прилегания паранитовых шайб к деталям по всей плоскости соприкосновения; — проверять степень износа башмаков и других подвижных деталей токоприемников; — проверять состояние контактных соединений; — проверять положение троллеев и величину контактного нажатия.
Ежемесячно проверять состояние гибких соединений. При обнаружении обломанных проволочек (более 10% от общего сечения) гибкие соединения заменить.
Сопротивление изоляции аппаратов, находящихся в эксплуатации при нормальных климатических условиях, в том числе на открытом воздухе, должно быть не менее 0,5 Мом.
Один раз в год (в сырое время) проверять прочность изоляции аппаратов напряжением 1000 В переменного тока частотой 50 или 60 Гц в течение 1 мин.
Меры безопасности
К обслуживанию аппаратов должны допускаться лица, изучившие устройство, работу и порядок эксплуатации аппаратов и имеющие удостоверения о праве работать на электроустановках.
При обслуживании аппаратов необходимо руководствоваться «Правилами устройства электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
Аппараты должны иметь ограждения, препятствующие возможности случайного к ним присоединения с моста крана, лестницы, посадочных и других площадок, где могут находиться люди.
Степень защиты IP00 по ГОСТ 14254-96.
Правила хранения и транспортирования
Аппараты должны храниться в отапливаемых и вентилируемых складах при температуре окружающего воздуха до 400С и относительной влажности до 70%. Атмосфера склада не должна содержать паров кислот и щелочей.
Транспортирование аппаратов может производиться любым видом транспорта с соблюдением правил, действующих на конкретном виде транспорта.