Система охлаждения трактора ЮМЗ предназначена для
отвода теплоты от нагретых частей дизеля и передачи ее окружающей среде.
Систему охлаждения используют также для отопления кабины.
На дизеле применена система охлаждения закрытого типа с
принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от насоса.
Схема системы охлаждения трактора ЮМЗ

a — направление потка
жидкости при работе только пускового двигателя; б — направление потока жидкости
на непрогретом дизеле; в — направление потоке жидкости при установившемся
тепловом режиме; 1 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 2 — соединительный
патрубок; 3 — сливной кран; 4 — пружина; 5 — прокладка; 6 — опора; 7 — нижиий
бачок; 8 — кожух вентилятора; 9 — стойка; 10 — насос; 11 — вентилятор; 12 —
сердцевина радиатора; 13 — верхний бачок; 14 — радиатор; 15 — крышка заливной
горловины; 16 — пароотводящая трубка; 17 — растяжки,; 18 — термостат; 19 —
указатель температуры в системе охлаждения; 20 — рубашка охлаждения головки
блока цилиндров; 21 — труба; 22 — головка пускового двигателя; 23 — рубашка
охлаждения цилиндров пускового двигателя; 24 и 25 — патрубки; 26 — сливной кран
блока цилиндров; 27 — отопитель; 28 — сливной край отопителя.
Система охлаждения ЮМЗ-6 состоит из рубашек охлаждения
блока и головки блока цилиндров, радиатора, насоса с вентилятором, шторки радиатора
и термостата .
Температура охлаждающей жидкости измеряется электрическим
термометром, указатель которого установлен на щитке приборов, а датчик в
корпусе термостата.
Термостат трактора ЮМЗ предназначен для автоматического
поддержания в заданных пределах температуры охлаждающей жидкости в рубашке
охлаждения дизеля и ускорения прогрева дизеля после пуска.
Устройство термостата
Термостат состоит из штампованного корпуса, цилиндра, штока,
основного и вспомогательного клапанов с пружинами. В цилиндр термостата
вставлен резиновый упругий элемент (вытеснитель), а пространство между стенками
цилиндра и резиновым элементом заполнено церезином (твердым наполнителем) и
герметично закрыто. Шток одним концом (имеющим конус) входит в упругий элемент,
а другим ввернут в корпус.
Термостат трактора ЮМЗ

1 — корпус термостата; 2 —
вспомогательный клапан; 3 — цилиндр; 4 — окно; 5 — упругий элемент; 6 —
основной клапан; 7 — верхняя полость; 8 — канал; 9 — прокладка; 10 и 13 —
пружины; 11 — церезин (твердый наполнитель); 12 — шток; 14 — средняя полость;
15 —нижняя полость.
Основной клапан закреплен на цилиндре и может перемещаться
только вместе с цилиндром. Пружина основного клапана, упираясь одним концом в
цилиндр, а другим в корпус, стремится удержать клапан в закрытом положении.
Вспомогательный клапан свободно надет на шток и прижат
пружиной к цилиндру. Положение вспомогательного клапана зависит от перемещения
цилиндра. Если цилиндр находится в таком положении, при котором основной клапан
закрыт, то вспомогательный клапан в это время открыт, и его пружина сжата. Если
цилиндр перемещается в сторону открытия основного клапана, то вспомогательный
клапан под действием пружины закрывает окна в корпусе.
Термостат ЮМЗ установлен в средней полости литого
алюминиевого корпуса, состоящего из двух частей и прикрепленного к головке
блока цилиндров на выходе жидкости из рубашки охлаждения дизеля. В корпусе
выполнены три полости. Верхняя полость сообщается с радиатором, нижняя — с
насосом и средняя — с рубашкой охлаждения дизеля. У дизелей Д65Н1 средняя
полость сообщается также с рубашкой охлаждения пускового двигателя.
Основной клапан термостата (в закрытом состоянии) и
резиновая прокладка, установленная между термостатом и верхней частью корпуса,
препятствуют прохождению охлаждающей жидкости из средней полости в верхнюю.
Вспомогательный клапан ограничивает прохождение охлаждающей жидкости из средней
полости в нижнюю при работе термостата.
Принцип работы термостата
Работает термостат трактора ЮМЗ-6 следующим
образом. Когда охлаждающая жидкость холодная, основной клапан под действием
пружины плотно закрыт, а вспомогательный клапан открыт. Охлаждающая жидкость из
рубашки охлаждения дизеля направляется через среднюю полость, окно в корпусе и
нижнюю полость в насос, минуя радиатор. При нагревании охлаждающей жидкости
наполнитель в цилиндре плавится и оказывает давление на упругий элемент, а
через него на шток. Когда дизель прогреется настолько, что усилия воздействия
упругого элемента на шток и пружины вспомогательного клапана превысят усилие
пружины основного клапана, цилиндр переместится, и основной клапан откроет
верхнее отверстие, а вспомогательный клапан закроет боковые окна в корпусе.
Охлаждающая жидкость через верхнее отверстие пойдет на
охлаждение в радиатор. Клапан термостата начинает открываться при температуре
(78±2)°С и полностью открывается при температуре (91±3)°С.
При снижении температуры наполнитель в цилиндре затвердевает
и уменьшается в объеме. Под действием возвратной пружины клапан закрывается, а
клапан открывается, и жидкость снова попадает в насос, минуя радиатор. Таким
образом термостат трактора ЮМЗ автоматически поддерживает температурный режим
дизеля в заданных пределах.