Привод ПВМ МТЗ-1221 предназначен для передачи крутящего
момента от вторичного вала коробки передач через шестерню привода синхронного
ВОМ, многодисковую фрикционную гидроуправляемую муфту, торсион и карданный вал
к переднему ведущему мосту.
Включение (отключение) привода переднего ведущего моста
МТЗ-1221 осуществляется с помощью гидроподжимной муфты по сигналу датчика,
воздействие на который производится с помощью механизма свободного хода в
зависимости от буксования задних колес.
Привод ПВМ МТЗ-1221
1 — шестерня; 2 — поршень; 3 — барабан; 4 — кулачковая полумуфта; 5 — пружина;
6 — вал; 7 — шлицевая втулка; 8 — торсион; 9 — вилка карданного вала; 10 —
скоба; 11 — щиток; 12 — электрогидрораспределитель; 13—толкатель; 14 — выключатель; 15 — пробка.
Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 расположен в корпусе КПП с правой
стороны по ходу трактора; при этом торсионный вал проходит через корпус муфты
сцепления. Опора скользящей вилки карданного вала установлена в корпусе муфты сцепления.
Привод переднего ведущего моста (ПВМ) МТЗ-1221 состоит из следующих основных
узлов и деталей. Вал (6) смонтирован в корпусе КПП на шариковых подшипниках. На
валу свободно вращается (при выключенной муфте) шестерня (1), находящаяся в
постоянном зацеплении с шестерней привода синхронного ВОМ; при включенной муфте
шестерня соединяется пакетом фрикционных дисков с барабаном (3) гидроподжимной
муфты, диски сжимаются поршнем (2) под действием давления масла.
Барабан и кулачковая полумуфта (4) механизма свободного хода установлены на
шлицах вала (6), при этом шлицевое соединение позволяет барабану
проворачиваться относительно вала на 45 град. Полумуфта постоянно поджата к
кулачкам барабана пружиной (5) и имеет возможность перемещаться в осевом
направлении, воздействуя на толкатель (13) датчика автоматического включения
привода. Торсион (8) соединяет вал (6) через шлицевую втулку (7) со скользящей
вилкой карданного вала (9).
Работа привода ПВМ МТЗ-1221
При движении трактора вперед без буксования вал (6), связанный с колесами ПВМ,
имеет частоту вращения большую, чем шестерня (1) и барабан (3) поворачивается
относительно вала. Кулачки барабана (3) перемещают полумуфту (4) по шлицам вала
в осевом направлении, сжимая пружину (5). При этом контакты выключателя (14)
датчика автоматического включения привода разомкнуты и электромагнит
гидрораспределителя (12) обесточен, давление в бустере фрикционной муфты
отсутствует.
При буксовании задних колес более установленного значения частота вращения вала
(6) снижается настолько, что барабан (3) проворачивается в обратном направлении
и пружина (5) возвращает полумуфту (4) в исходное положение.
Полумуфта конусной частью перемещает толкатель (13),
выключатель (14) замыкает электроцепь электромагнита распределителя (12), масло
под давлением подается в бустер муфты, перемещая поршень (2). При этом пакет
дисков сжимается, блокируя шестерню (1) с барабаном (3) и обеспечивая передачу
крутящего момента.
При принудительном включении переднего ведущего моста МТЗ-1221 масло в бустер
муфты подается независимо от буксования задних колес. При отключении ПВМ
распределитель перекрывает канал нагнетания, а масло из бустера муфты
направляется на слив.
Устройство и режимы работы системы управления приводом в
целом описаны ниже. Для проверки давления в бустере муфты привода имеется
диагностическое отверстие, затушенное пробкой (15). Выключатель (14) и
электрогидрораспределитель (12) ограждены скобой (10) и щитком (11).
Карданный вал ведущего моста МТЗ-1221
Карданный вал МТЗ-1221 предназначен для передачи крутящего момента от КПП к
ПВМ. Карданный вал состоит из трубы (2) и двух шарниров (1), (3) с крестовинами
на игольчатых подшипниках (6). Обоймы игольчатых подшипников фиксируются
стопорными кольцами (7), цапфы крестовин снабжены торцовыми уплотнениями (4) и
самоподжимными манжетами (5).
Карданный вал КПП / ПВМ МТЗ-1221
1,3 — карданные шарниры; 2 — труба карданного вала, 4 — торцовое уплотнение; 5
— манжета; 6 — игольчатый подшипник; 7 — стопорное кольцо.
Карданный вал МТЗ-1221 в сборе отбалансирован динамически. Для предотвращения
наматывания на карданный вал соломистых культур при выполнении уборочных работ
предусмотрено ограждение.
Регулировка выключателя датчика автоматического включения привода ПВМ МТЗ-1221
Регулировку выключателя (5) производите после сборки гидроподжимной муфты и
установки крышки (6) на трансмиссию в следующем порядке:
- Поверните барабан (1) и установите его в положение «I»,
когда кулачки полумуфты (2) и барабана (1) полностью сведены, толкатель (3)
выдвинут в крайнее положение.
- Установите под торец выключателя (5) первоначальное количество (5-6 штук)
регулировочных прокладок (4).
- Удаляя по одной регулировочной прокладке (4), добейтесь такого положения
выключателя (5), при котором его контакты будут замкнуты.
- Установите полумуфту (2) в положение «II», когда кулачки полумуфты (2) и
барабана (1) полностью разведены, толкатель (3) утоплен в крайнее положение.
- Проверьте размыкание контактов выключателя (5) в положении «II».
Регулировка выключателя датчика автоматического включения привода переднего
ведущего моста МТЗ-1221
1 — барабан; 2 — полумуфта; 3 — толкатель; 4 — прокладка; 5 — выключатель; 6 —
крышка.
Выключатель будет отрегулирован правильно, если в положении «I» его контакты
замкнуты, а в положении «II» разомкнуты. Проверку проводите по контрольной
лампочке. Допускается проводить проверку по сигнализатору на пульте управления,
при этом клавиша управления приводом ПВМ должна быть в верхнем положении.
В положении «I» размер «А» от торца толкателя (3) до торца
выключателя (5) менее 1,5 мм не допускается. Нарушение данного требования может
привести к выходу выключателя (5) из строя.