Ходовая часть трактора Т-25 состоит из переднего моста,
передних направляющих колес и задних ведущих колес с пневматическими шинами
низкого давления.
Для использования трактора на междурядной обработке пропашных культур с
различной величиной междурядий колея ведущих колес регулируется от 1100 до 1500
мм с интервалом 100 мм, а колея передних колес — в пределах 1200—1400 мм.
Передний мост трактора Т-25 состоит из поперечного балансира, поворотных
кулаков с поворотными осями, ступиц передних колес, рычагов и тяг рулевой
трапеции.
Передний мост Т-25
Рис. 50. 1— втулка балансира переднего моста; 2 — ось качания балансира; 3 — стопорный
болт; 4 — ось поворотного кулака; 5 — втулка оси поворотного кулака; 6 —
поворотный кулак; 7 — шариковый упорный подшипник; 8 — распорное кольцо; 9 —
ограничитель поворота; 10 — болт крепления оси переднего колеса; 11 —
установочный штифт; 12 — шпилька крепления оси переднего колеса; 13 — ось
переднего колеса; 14 — правый поворотный рычаг; 15 - стяжной болт балансира; 16
— балансир переднего моста; 17 — продольная рулевая тяга; 18 — левый поворотный
рычаг; 19 — стержень поперечной тяги; 20 — поперечная тяга; 21 — стяжной болт
оси качания; 22 — планка; 23 — штифт; 24 — шаровой шарнир; 25 — ступица
переднего колеса.
Стальной литой балансир 16 (рис.50) имеет в средней части приливы, в которые
запрессованы стальные цементированные и каленые до высокой твердости втулки 1.
Через втулки свободно проходит ось 2, закрепленная в переднем кронштейне
полурамы болтом 3 с конусным хвостовиком и стяжным болтом 21. Ось 2 служит осью
качания переднего моста Т-25.
Шарнирное соединение дает возможность мосту с передними колесами
приспосабливаться к неровностям почвы независимо от положения остова трактора и
его задних колес.
На переднем конце оси выполнена лыска, которая облегчает совмещение конусного
отверстия в оси под стопорный болт 3 с резьбовым отверстием в переднем
кронштейне полурамы. Резьбовое отверстие на торце служит для выпрессовки оси
при демонтаже переднего моста Т-25.
Твердые поверхности втулок и оси могут работать в очень тяжелых условиях и не
требуют смазки. Для ограничения угла качания балансира в верхней его части
выполнены приливы, которыми балансир упирается в кронштейн полурамы.
Поворотные кулаки 6 зажаты в разрезных концах балансира стяжными болтами 15.
Положение кулаков фиксируют штифты 23, которые проходят через отверстия в
балансире и кулаках.
Штифты приварены к планкам 22, прикрепленным к балансиру болтами. Для
регулировки колеи передних колес каждый кулак имеет по четыре отверстия, от
того, в какое из отверстий входит штифт 23, зависит величина колеи переднего
моста Т-25.
В выступающей наклонной части поворотного кулака запрессованы две стальные
цементированные и каленые втулки, в которых проворачивается ось 4.
Верхний цилиндрический конец оси со шпоночной канавкой и резьбовым отверстием
на торце выходит из поворотного кулака и служит для крепления поворотных
рычагов и кронштейнов передних крыльев.
К правой но ходу трактора Т-25 оси поворотного кулака прикреплен стяжным болтом
и шпонкой одноплечий рычаг 14, к левой — двуплечий рычаг 18.
К нижнему прямоугольному фланцу оси поворотного кулака прикреплен фланец оси 13
переднего колеса. Ось крепят два болта 10 и две специальные шпильки 12.
Два установочных штифта 11 разгружают болты и шпильки и определяют взаимное положение
оси колеса и оси поворотного кулака при переналадках трактора. На рис. 50
вверху сплошными линиями показана установка оси переднего колеса в высокой
наладке трактора.
Поворотом оси на 180° вверх (показано тонкими линиями) с одновременным поворотом
бортовых передач на 90° назад или вперед получают низкую наладку, при этом
дорожный просвет трактора уменьшается на 207 мм.
На рис. 66 слева внизу показана установка оси переднего моста Т-25 в основной
наладке. Болты и шпильки крепления осей застопорены замковыми шайбами, концы
которых отогнуты на грани головок болтов и шестигранников, выполненных в
средней части шпилек.
На наружные резьбовые концы шпилек крепят нижний кронштейн крыльев передних
колес. В расточке поворотного кулака установлен шариковый упорный подшипник 7.
Верхнее кольцо подшипника запрессовано в расточку, а нижнее упирается через
распорное кольцо 8 в бурт оси кулака и при поворотах трактора проворачивается
вместе с осью.
Войлочный сальник защищает подшипник от пыли и грязи. Через упорные подшипники
передняя часть трактора Т-25 опирается на оси поворотных кулаков и соединенные
с ними передние колеса трактора.
К нижней части правого поворотного кулака приварен ограничитель 9 поворота
передних колес, в который упираются выступы фланца оси. Для смазки подшипника в
упорном кулаке установлена масленка.
Систему управления направлением движения трактора с помощью
рулевого колеса, рулевой колонки, винтового механизма и кононических зубчатых
колесил – называют рулевым управлением.
С его помощью можно изменить поворот движителя.
Следовательно, и колес, что приведет к изменения направления в котором движется
трактор. Если хоть одна деталь выйдет со строя, то трактор сможет двигаться
только, в том направлении в котором произошла поломка, а в некоторых случаях
движения будет совершенно невозможным.
Рулевая колонка трактора Т-25
Сама колонка размещаться в плоскости верхней крышки основной
передачи. Для её основания используется труба к которой приваривается внизу
фланец вверху корпус.
С помощью болтов фланец соединяют с крышкой передачи. Его
верхняя плоскость оснащают специальным заливным отверстием, которое закрыто
сапуном в форме пробки с конической резьбой. Также тут имеются два прилива, в
низ запрессованы втулки из капрона.
Рулевой вал находится во внутренней части самой колонки, он
вращается с помощью радиального шарикового подшипника. Сила механизма, которая
необходима для поворота, уменьшается благодаря червячной паре. Она ставится в
нижнем картере (на схеме в самом низу).
Собственно, само колесо ставиться верху вала и фиксируется
благодаря гайке, которая находится в заглушке сверху. К направляющим колесам от
рулевого механизма передается сила благодаря рулевому приводу.
Ступица переднего колеса Т-25
Рис. 51. 1 — ступица переднего колеса; 2 — конический роликовый подшипник; 3 — ось
переднего колеса; 4 — крышка; 5 — конический роликовый подшипник; 6 —
корончатая гайка; 7 — пробка; 8 — крышка уплотнения; 9 — защитная крышка; 10 —
резиновая диафрагма; 11 — штифт; 12 — направляющий штифт; 13 —резиновое
уплотнительное кольцо; 14 — упорное кольцо; 15 — пружина уплотнения; 16 —
нажимное кольцо уплотнения; 17 — прижимное кольцо.
На цилиндрической части оси переднего колеса трактора Т-25 поставлены два
роликовых конических подшипника, на которых вращается ступица 1 (рис. 51)
переднего колеса.
Внутреннее кольцо подшипника 2 напрессовано на ось 3 до упора в бурт, а
внутреннее кольцо наружного подшипника 5 затянуто на оси корончатой гайкой 6.
Между гайкой и подшипником установлена на лыске шайба.
Наружные кольца подшипников запрессованы до упора в буртики расточек ступицы
переднего колеса. Подшипники переднего колеса смазывают через резьбовое
отверстие в ступице, закрытое конической резьбовой пробкой 7.
Снаружи ступица переднего колеса Т-25 закрыта литой крышкой 4, а с внутренней
предусмотрено торцовое металлическое уплотнение. Упорное кольцо 14 установлено
на оси 3 до упора в бурт и зафиксировано от вращения штифтом 11.
Резиновые кольца 13 препятствуют течи масла между упорным кольцом и осью
колеса. Четыре пружины 15 прижимают к торцовой поверхности упорного кольца
подвижное нажимное кольцо 16.
Два направляющих штифта 12, запрессованные в крышку уплотнения 8, свободно
входят в отверстия нажимного кольца и обеспечивают перемещение его вдоль оси и
вращение нажимного кольца вместе с крышкой уплотнения и ступицей колеса.
Прижимное кольцо 17, напрессованное на цилиндрическую поверхность нажимного
кольца, прижимает к его фланцу резиновую диафрагму 10. Диафрагма вместе с
крышкой уплотнения и защитной крышкой 9 прикреплена болтами к ступице переднего
колеса Т-25.
Постоянно прижатые друг к другу торцовые трущиеся поверхности упорного и
нажимного кольца цементированы, закалены до высокой твердости и притерты, что
обеспечивает надежное уплотнение ступицы переднего колеса. Защитная крышка 9 и
приваренное к оси защитное кольцо предохраняют детали уплотнения от повреждений.
Поворот направляющих колес на необходимый угол обеспечивает рулевая трапеция
трактора Т-25, которая состоит из поперечной тяги 20 (см. рис. 50) и рычагов 14
и 18, закрепленных на осях поворотных кулаков.
Поперечная рулевая тяга состоит из трубы с разрезными наконечниками, в которых
зажаты стяжными болтами стержни 19. Каждый стержень имеет четыре лыски, в
которые входят цилиндрические поверхности стяжных болтов.
Лыски предназначены для фиксации стержней поперечной рулевой тяги в положениях,
соответствующих установленной колее передних колес. Наружными концами стержни
поперечной тяги ввинчены в наконечники шаровых шарниров 24 и закреплены контргайками.
К левому по ходу трактора двуплечему поворотному рычагу 18 присоединена при
помощи шарового шарнира продольная рулевая тяга 17, связывающая рулевую
трапецию переднего моста Т-25 с рычагом сошки управления трактора.
Шаровой шарнир рулевой тяги переднего моста Т-25
Рис. 52. 1 — рычаг переднего моста; 2 — резиновое уплотнительное кольцо; 3 — защитная
шайба; 4 — нижний вкладыш; 5 — шаровой палец рулевой тяги; 6 — пружина; 7 —
масленка; 8 — крышка шарнира; 9 — верхний вкладыш; 10 — замковая шайба; 11 —
наконечник тяги.
Шаровой шарнир рулевой тяги переднего моста трактора Т-25 состоит из пальца 5
(рис. 52) с шаровой головкой, шаровых вкладышей 4 и 9, охватывающих головку
пальца, пружины 6 и крышки 8. Конический хвостовик пальца затянут корончатой
гайкой в конусном отверстии рычага 1.
Шаровые поверхности пальца и вкладышей цементированы и закалены до высокой
твердости. Пружина 6 прижимает верхний вкладыш к шаровой поверхности пальца
рулевой тяги, устраняя люфты в соединении при износе головки пальца и
вкладышей.
Крышка 8 ввернута в резьбовую часть наконечника 11 и удерживается замковой
шайбой 10. Трущиеся детали смазывают солидолом через масленку 7. Защитная шайба
3 и резиновое кольцо 2 защищают шаровое соединение от пыли и грязи.