Вилка переключения 4-й и 5-й передач КПП 50-1702116 переключения закреплена на валике болтом, который стягивает ступицу вилки и цилиндрической частью входит в выемку валика. В верхней части вилка имеет паз, в который входит шаровой конец рычажка переключения передач.
Коробка передач трактора МТЗ 82 служит для смены передаточных чисел трансмиссии и получения различного диапазона скоростей и тяговых усилий. Помимо прочего, кпп обеспечивает привод на боковой и задний ВОМ, передний ведущий мост и ходоуменьшителя.
На трактор устанавливается механическая коробка передач, с девятью передачами для движения передним ходом и двумя задним. КПП оснащается понижающим редуктором, удваивающим общее число передач.
Устройство и схема коробки передач
КПП обеспечивает не только переключение передач, но и функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ (вал отбора мощности), который располагается сбоку.
Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.
Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя. Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с шестернёй третьей скоростной передачи.
Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора мощности.
Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80 и последующего аналога МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома для любого механизатора.
Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения приводилась выше. На первую редукторную ступень завязаны 1-5 скорости и один режим заднего хода.
Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.
№ поз. | Номер детали | Наименование детали |
| 50-1702080-А | Корпус вилок |
| 50-1702080-А-01 | Корпус вилок |
| 50-1702080-А-03 | Корпус вилок |
1 | 50-1702063 | Валик |
2 | 50-1702028 | Вилка переключения редуктора |
3 | 36-1702110 | Винт установочный |
4 | 50-1702095-А1 | Поводок |
5 | 50-1702116 | Вилка переключения IV и V передач |
6 | 50-1702081 | Планка вилок переключения |
7 | ШП10 | Шайба |
8 | М10x25 | Болт |
9 | 10.0-60 | Шарик |
10 | 50-1702107-А | Пластина стопорная |
11 | 50-1702092 | Болт призонный М12х42 |
12 | ШП12 | Шайба |
13 | 50-1702083 | Планка замковая |
14 | 50-1702085 | Корпус вилок |
15 | 50-1702148-А | Пружина фиксатора |
16 | 50-1702096 | Вилка переключения III передачи |
17 | 74-1702086 | Вилка 1-й передачи и заднего хода |
18 | 70-1702073 | Шток |
19 | 70-1702077 | Пружина |
20 | 70-4605163 | Шайба |
21 | 2x20 | Шплинт |
22 | 7,938-100 | Шарик |
23 | 50-1702107 | Шайба |
24 | 70-1702072 | Кронштейн |
25 | 70-1702071 | Шток |
26 | 50-1702081-01 | Планка |