Коробка передач трактора МТЗ 82 служит для смены передаточных чисел трансмиссии и получения различного диапазона скоростей и тяговых усилий. Помимо прочего, кпп обеспечивает привод на боковой и задний ВОМ, передний ведущий мост и ходоуменьшителя.
На трактор устанавливается механическая коробка передач, с девятью передачами для движения передним ходом и двумя задним. КПП оснащается понижающим редуктором, удваивающим общее число передач.
Устройство и схема коробки передач
КПП обеспечивает не только переключение передач, но и
функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ
(вал отбора мощности), который располагается сбоку.
Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то
можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма
установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.
Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости
располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через
зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя.
Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с
шестернёй третьей скоростной передачи.
Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в
обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй
редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора
мощности.
Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80
и последующего аналога МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если
не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома
для любого механизатора.
Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым
понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения
приводилась выше. На первую редукторную ступень завязаны 1-5 скорости и
один режим заднего хода.
Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень
редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления
ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в
результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.
№ поз.
|
Номер
детали
|
Наименование
детали
|
|
50-1702080-А
|
Корпус вилок
|
|
50-1702080-А-01
|
Корпус вилок
|
|
50-1702080-А-03
|
Корпус вилок
|
1
|
50-1702063
|
Валик
|
2
|
50-1702028
|
Вилка переключения редуктора
|
3
|
36-1702110
|
Винт установочный
|
4
|
50-1702095-А1
|
Поводок
|
5
|
50-1702116
|
Вилка переключения IV и V передач
|
6
|
50-1702081
|
Планка вилок переключения
|
7
|
ШП10
|
Шайба
|
8
|
М10x25
|
Болт
|
9
|
10.0-60
|
Шарик
|
10
|
50-1702107-А
|
Пластина стопорная
|
11
|
50-1702092
|
Болт призонный М12х42
|
12
|
ШП12
|
Шайба
|
13
|
50-1702083
|
Планка замковая
|
14
|
50-1702085
|
Корпус вилок
|
15
|
50-1702148-А
|
Пружина фиксатора
|
16
|
50-1702096
|
Вилка переключения III передачи
|
17
|
74-1702086
|
Вилка 1-й передачи и заднего хода
|
18
|
70-1702073
|
Шток
|
19
|
70-1702077
|
Пружина
|
20
|
70-4605163
|
Шайба
|
21
|
2x20
|
Шплинт
|
22
|
7,938-100
|
Шарик
|
23
|
50-1702107
|
Шайба
|
24
|
70-1702072
|
Кронштейн
|
25
|
70-1702071
|
Шток
|
26
|
50-1702081-01
|
Планка
|