Электрическая проводка на тракторах МТЗ-80 в её основе лежит электросхема однопроводного типа, использующая
в качестве второго провода (массы) металлические компоненты и отдельные детали
тракторного кузова. Внедрение подобной схемы позволило не только упростить
электросхему, но и уменьшить общее число проводов, одновременно с этим усилив
требования к качеству крепления и изоляции используемых компонентов – малейшее
её повреждение может вызвать короткое замыкание в сети, вывести из строя
предохранители, а в самом крайнем случае и спровоцировать возгорание всего
трактора.
Для тракторной электросхемы используются провода серии ПГВА
(с низким напряжением), цветная изоляция которых обеспечивает большее удобство
и комфорт при проведении комплекса ремонтных и диагностических работ. Ещё
больше данный процесс упрощает единство расцветки нескольких соединений в
рамках единой цепи. Все провода скомпилированы в жгуты, крепление и соединение
которых между собой осуществляется посредством особых устройств монтажного типа
– разъёмов штепсельных и панелей соединительных.
Задняя стенка кабины трактора оборудована штепсельной
розеткой семиштырьковой вариации, главное предназначение которой – подача
электротока на прицепное и навесное оборудование, используемое для проведения
работ самого разного типа. Соединение осуществляется посредством штепсельной
вилки, с заделанным в неё жгутом проводов от сельскохозяйственного агрегата.
Внутренняя поверхность розеточной крышки, как и изоляционная основа колодок
вилки и розетки покрыта особыми маркерами, на основании которых и следует проводить
соединение.
Техническое обслуживание и ремонт
Несмотря на всю свою надёжность и отказоустойчивость,
электропроводка по мере эксплуатации или же под влиянием внешних негативных
факторов может прийти в негодность. Именно поэтому, её периодический осмотр и
профилактика имеют столь важное значение. Работа эта отличается повышенной
опасностью, а для её качественного выполнения необходимы не только
теоретические познания, но и практический опыт.
Что же касается поломок с
которыми приходится сталкиваться наиболее часто, то особо среди них можно
выделить такие:
- Из строя вышел конечный потребитель электроэнергии;
- Контакт отсутствует там, где ему быть положено и
присутствует там, где его априори быть не может;
- Контакты окислились, вследствие чего имеет место падение
напряжения и чрезмерный нагрев проблемных контактов;
- Подгорают контакты, установленные на тяговом реле в
стартере;
- Контакты на переключателях вышли из строя.
Монтажная схема электрооборудования трактора МТЗ-50
1 — звуковой сигнал, 2 — генератор, 3 — свеча накаливания, 4
— реле-регулятор, 5 — амперметр, 6 — сигнализатор поворота, 7 — включатель
звукового сигнала, 8 — переключатель сигналов поворота, 9 — фонарь, 10 — фонарь
освещения номерного знака, 11 — штепсельная розетка, 12 — включатель «массы»,
13 — включатель стоп-сигнала, 14 — стартер, 15 — коробка предохранителей.
Электрическая схема электрооборудования трактора МТЗ ЮМЗ-6М
1 — стартер, 2 — лампы освещения щитка приборов, 3 —
переключатель поворотов, 4 — передний правый подфарник, 5 — задний правый фонарь
и стоп-сигнал. 6 — указатель правого поворота, 7 — штепсельная
розетка подключения приборов прицепа и прицепных
сельскохозяйственных орудий, 8 – фонарь освещения номерного знака, 9 –
стеклоочиститель, 10 – включатель стартера, 11 – центральный переключатель
света, 12 – звуковой сигнал, 13 – включатель «массы», 14 – переносная лампа, 15
– генератор, 16 – реле – регулятор, 17 – реле блокировки РБ – 1.
Заключение
Электрическая проводка в тракторах МТЗ – компонент,
требующий к себе усиленного внимания и постоянного контроля. Малейшие
проблемы и нарушения в работе могут иметь самые непредсказуемые последствия,
неся опасность, как для транспортного средства, так и для работающего в нём
водителя.